PDF-версия статьи |
Как осознает себя себя человек в виртуальной реальности? Какие изменения происходят с его идентичностью?
Ответы на эти вопросы ищут разные науки: философия, антропология психология и др. Все они отмечают, что меняется индивидуальная идентичность, отношение человека к самому себе. Человек погружается в губины своего сознания. Это может дать потенциал активности, созидания, творчества, креативности. А может привести к пассивному уходу от реальности, убеганию от неё в виртуальный мир. Такой феномен получил название эскапизма. Если под виртуальным понимать вторичный мир, созданный человеческой фантазией, то эскапизмом можно считать многое: творчество, чтение книг, просмотр телевидения, компьютерные игры, общение в Интернетеи т.п.
Эскапизм (от англ. Escape – выход, уход, исход) как бегство от реальности мира известен не только современности, но и древности. Эскапистами были греческий философ Диоген, живущий бочке, Гераклит, уединившийся в горах, монахи Средневековья, декаденты XIX века, хиппи XX века. Общее для них – уход от реалий мира. Символом эскапизма можно считать библейский символ «башни из слоновой кости», экзистенциальный образ котой уход в нереальность, мир фантазий и творчества. Отношение общества к эскапизму всегда было разным: «идиотизм» в Античности, почитаемость монашества в Средние века, привилегированность «богемы» декаденства XIX века. В настоящее время мнении об эскапизме в силу того. что феномен эскапизма имеет несколько видов:
– физический эскапизм – убегание человека из мегаполиса в глушь от шума и суеты городов в тишину и покой природы;
– виртуальный эскапизм – уход из реальности в виртуальный мир – Интернета сетевых сообществ, компьютерных игр, позволяющий «убегать» от реального мира в мир фантазий и иллюзий;
– рабочий эскапизм – уход в работу с целью построения карьеры, зарабатывания денег как бегство от проблем реальной жизни;
– творческий эскапизм, позволяющий человеку создавать свой собственный мир и жить в нем. Это мир, созданный творцами древних мифов, современных фантастических миров, населенный фантастическими созданиями и героями;
– психотропный или наркотический эскапизм как алкоголизм или наркомания, который перемещает человека в мир галлюцинаций и привносящий иллюзию счастья и удовольствия;
– религиозный эскапизм, который позволяет человеку чувствовать связь с иным миром, отличным от мира повседневного и позволяющий претерпевать бедствия реального мира в общении с Богом в надежде на вечную жизнь.
Во всех случаях эскапистская деятельность и эскапистское сознание формирует новую идентичность, новые Я-образы. Эскапизм дает возможность самореализации тем, кто чувствует ее недостаток в повседневной жизни.
ОПУБЛИКОВАНО
Алиева Н.З., Некрасова Е.Г. ЭСКАПИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 6