PDF-версия статьи |
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».
Funding. The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project 14.B37.21.0980.
Конвергенция NBIC - технологий подняла волну трансгуманистического движения. Трансгуманизм имеет много определений. Наиболее пафосное определение представляет его как мировоззрение, основанное на «осмыслении достижений и перспектив науки, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение человека и смерть, а также значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» [2].
В рамках трансгуманизма выделяют два движения: экстропианцев и трансгуманистов, а также большое число отдельных групп, представляющих сторонников крионики, продления жизни, специалистов по нанотехнологии, сетевое сообщество, энтузиастов освоения космоса, трансгуманистических художников и исполнителей, поклонников научной фантастики, цифропанков и людей, экспериментирующих с альтернативными социальными группами.
Данное исследование не ставит задачей критику представлений трансгуманистов, поскольку они достаточно экзотичны, экстремальны, очень неоднородны и не связаны пока единой нитью, на что указывают многие авторы [4]. Гораздо более интересным и конструктивным представляется рассмотрение представлений современного трансгуманизма «в более широком контексте их возможной синергийной конвергенции со всем междисциплинарным (и трансдисциплинарным) комплексом современного социогуманитарного знания» [1].
В этом ключе следует обратить внимание на концепт-принципы экстропизма − ранней школы в трансгуманизме, которые защищают превентивный подход к человеческой эволюции. Основные идеи экстропианства разработаны Максом Мором и Томом Морроу и изложены в «Принципах экстропианства» в документе Extropian Principles. Указанные принципы неплохо кореллируют с открытыми синергетикой конструктивными принципами коэволюции сложных систем, пропагандируемыми С.П. Курдюмовым и Е.Н. Князевой и дающими возможность овладения будущим, конструирования желаемого будущего.
Поэтому они могут служить «конструктивной методологической основой для осознаваемого управления процессом конвергентной эволюции социогуманитарных исследований и технологий». Коструктивистские установки экстропианства лежат в русле конструктивизма, проходящего сквозной нитью через труды Х. фон Фёрстера, У. Матураны и Ф. Варелы, П. Ватцлавека, основной идеей которого стало утверждение о том, что «конструктивизм не столько отражает, сколько строит окружающий мир, оформляет и и организует его в соответствии с конструктивистскими установками своего сознания и своими ценностями» [3].
Литература
1. Аршинов В.И. Сетевой путь современной нано-техно-научной практики.URL: http://inrusgroup.ru/index.php?id=162
2. Бостром Ник (Nick Bostrom, 1999), перевод: Данила Медведев (2002).URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/6/93/
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2006. − С. 10.
4. Новые технологии и продолжение эволюции человека» (Трансгуманистический проект будущего). М., 2008. 327 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Алиева Наталья Зиновьевна, Шевченко Юлия Сергеевна, Захаров Александр Петрович Трансгуманизм в системе современного социокультурного знания. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 8