PDF-версия статьи |
Осознавая высокую идеологическую роль искусства, большевистское руководство с первых дней прихода к власти стремилось подчинить своему влиянию художественную жизнь страны. Сибирский регион не стал исключением в рамках проводимой большевиками политики. Уже с первых шагов советы стремились организовать и сплотить интеллигенцию на своей платформе. Писатели в поисках справедливости шли на сотрудничество с новой властью. По инициативе А. Сорокина в Омске был создан Цех пролетарских писателей и художников Сибири (1918 г.), который должен был разделять позиции партии в области литературы. Оказываемая материальная поддержка также способствовала сотрудничеству писателей с властью. Ею пользовались, например, писатели Барнаула, объединившиеся в литературное общество «Агулипрок». Желая привлечь как можно больше населения на свою сторону и осознавая в этом важную роль учреждений культуры, большевики в августе 1920 г. создали в составе Сиббюро ЦК РКП(б) организационно-пропагандистский отдел. Вопросами культуры в отделе занимался большевик Е. Ярославский. В это же время создаются политпросветы. Литературную секцию Сибполитпросвета первоначально возглавляли поэт Г.А. Вяткин и Б. Рославлев. Стараясь любыми средствами победить инакомыслие в литературно-художественной среде, власть своим сторонникам оказывала материальную и моральную поддержку. Но чем больше укреплялась власть, тем меньше она нуждалась в поддержке старой интеллигенции и тем подозрительнее к ней относилась.
Особое внимание власть начинает уделять формированию художественной интеллигенции из рабоче-крестьянской среды, которая была бы послушным орудием в руках партии, для подготовки профессиональных кадров в Барнауле и Омске в 1921 г. были созданы литературные секции.
С переходом к нэпу многие писатели связывали надежду на ослабление цензурного гнета. Но большевистское руководство думало иначе. В целях идейного объединения всей творческой интеллигенции по инициативе Сиббюро ЦК РКП(б) в 1921-1922 гг. в Омске был организован журнал «Искусство», но он не оправдал надежд партии. Привлеченные для работы в журнале Г.А. Вяткин, А.С. Сорокин, П.Л. Драверт, Л.Н. Мартынов имели свое оригинальное мировосприятие и не желали создавать что-либо по партийной указке. Вышло всего два номера журнала, после чего он был закрыт. Задача распространения марксистского мировоззрения была возложена на журнал «Сибирские огни», который стал выходить с 1922 г. в Новониколаевске. Редколлегия журнала была утверждена Сиббюро ЦК РКП(б), в нее вошли руководящие партийные работники.
Для того чтобы полностью поставить под свой жесткий контроль выпуск всей печатной продукции в губкомах партии с 1922 г. организуются подотделы печати. Любое мнение, идущее вразрез с партийным, подвергалось критике.
Руководить писателями, направлять их творчество было легче через различные объединения и союзы, поэтому власть поощряла образование писательских организаций. В Иркутске в 1923 г. было создано Иркутское литературно-художественное объединение (ИЛХО). В него вошли пролетарские писатели И.П. Уткин, Д.М. Алтаузен, И.И. Молчанов, М.М. Скуратов. В 1924 г. в Омске была создана Омская ассоциация пролетарских писателей.
Определяющим для развития всей советской литературы явилось постановление политбюро ЦК ВКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», принятое в июне 1925 г. В постановлении говорилось о том, что партия должна обеспечить «гегемонию пролетарских писателей» в литературе. «Одним из главных воспитательных орудий в руках партии» являлась критика. Ей предписывалось «ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая классовый смысл литературных произведений беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе» [1].
Осуществление на практике подобных форм и методов партийного руководства в области литературы практически не оставляло никакой свободы для творчества писателей. У них был только один выбор: либо, подчиняясь идеологической линии партии, объединяться вокруг большевистских изданий, либо сохраняя свое творческое лицо и принципы не иметь доступа к печати.
Литература:
1. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) – ВКП(б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917 – 1953. – М., 2002. – С.55 – 57.
ОПУБЛИКОВАНО
Грязнухин А.Г., Грязнухина Т.В. БОЛЬШЕВИСТСКИЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В 1920-Е ГГ.. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 5