Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДИДРО НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Сибирский федеральный университет


Ключевые слова: Дидро, Екатерина II, интеллигенция, культура, Просвещение, Россия, Франция.

Восемнадцатый век вошел в историю как время удивительных свершений, дворцовых переворотов, коренной ломки всего старого, отжившего, становления нового образа жизни, новых общественных отношений. Петровские преобразования, встряхнувшие застоявшуюся Московскую Русь, были продолжены в век просвещенного абсолютизма Екатерины II. Чутко уловив новые веяния времени, императрица декларативно заявила о своей приверженности идеям Петра и своей готовности следовать указанным им курсом. Именно в ее правление начинается активный культурный обмен с Францией, повлиявший на общественное сознание.

Идеи французских просветителей находят своих сторонников в России в лице А.Радищева, Н. Львова, Г. Державина, Н. Новикова, В. Фонвизина. Впервые в истории России формируется общественное мнение, способное противостоять официальной политике абсолютизма. Екатерина называла себя «отменною республиканкою», желая прослыть просвещенной монархиней, она вступает в переписку с Вольтером, Гриммом и Дидро. Во Франции в это время Дидро создает свою «Энциклопедию», которая воплотила идеи и мысли великого философа и стала делом всей его жизни. Стремясь сделать «Энциклопедию» политической трибуной нации, Дидро с ее страниц проповедовал идеи конституционной просвещенной монархии. Государь, по его мнению, должен всегда помнить о том, что управляет от имени народа и для народа. Не разделяя взглядов философа на государственное устройство, но желая укрепить свой авторитет в глазах просвещенной общественности Запада, Екатерина II уже через несколько дней после восшествия на престол предложила ему перенести печатание запрещенной во Франции «Энциклопедии» в Россию, обещая при этом свою помощь и поддержку. Но встреча их состоялась лишь в 1773 г., когда колоссальный труд Дидро был уже закончен. Когда Дидро приехал в Россию, встречались они почти каждый день. Это было время споров и обсуждения различных политических и философских вопросов. Его впечатления от императрицы и ее планов нашли свое отражение в работах философа о России. В «Философских, исторических и других записках», а также в «Замечаниях на «Наказ», составленный Екатериной. Императрица писала: «Я долго и часто беседовала с Дидро, но более ради любопытства, чем с пользою. Если б я доверилась ему, пришлось бы все перевернуть в моей империи; законодательство, администрацию, политику, финансы, я должна бала бы все уничтожить, чтобы заменить их непрактичными теориями» [1].

Надеждам Дидро найти в лице Екатерины просвещенного монарха не суждено было сбыться. Разочарование, видимо, было обоюдным. К сожалению, в сохранившихся письмах философа не содержится каких-либо сведений о том, как он проводил время свободное от посещения дворца. Точно известно только то, что жил он в доме князя Нарышкина, который возможно и познакомил его с известным русским художником Д. Левицким. Д. Левицкий тесно общался со Львовым, Державиным, разделял их взгляды. Встречался ли Дидро с лучшими представителями русской интеллигенции, кто заказал его портрет художнику, вывезенный философом за границу? На эти вопросы мы вряд ли когда-нибудь сможем получить ответ. Ничего не можем мы сказать и о впечатлении, которое произвел портрет работы русского мастера на французского философа. Мнение Дидро представляло бы здесь особый интерес, так как его по праву можно назвать одним из первых теоретиков искусства. В своих воззрениях на роль искусства в общественной жизни философ твердо стоял на реалистических позициях. Эти его взгляды оказали большое влияние на формирование талантливого русского скульптора И. Шубина как художника-реалиста. Работая в Париже в мастерской Пигаля, И. Шубин имел неоднократные возможности встречаться с философом. Воплощение идей Дидро в своем творчестве дало ему возможность подняться до высот подлинной правдивости и человечности.

Значение французского Просвещения для развития русской культуры трудно переоценить. Идеи просветителей во многом способствовали формированию российской интеллигенции. В частности новые принципы организации народного просвещения, сформулированные Дидро нашли свое реальное воплощение в истории русской культуры. Взаимодействие двух великих культур приводило к их взаимному обогащению.

Литература:

1. Гершензон-Чегодаева Н.М. Д.Г. Левицкий / Н.М. Гершензон-Чегодаева. – М.: Искусство, 1964. – С. 176.


ОПУБЛИКОВАНО

Грязнухина Т.В., Грязнухин А.Г. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ ДИДРО НА ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Культурология"). - C. 5