Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России», ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»


Система образования в России работает таким образом, что теоретические знания в значительной степени преобладают над практическими навыками. Ввиду этого, полученные знания имеют достаточно низкую практическую пользу. Как следствие, выдвигается ряд требований к подготовке молодых специалистов, одно из которых повышение эффективности образования за счет внедрения новых методов обучения.

Исходя из определения, что парадигма обучения это процесс, при котором учебный материал представляется обучаемым преимущественно в спектре основных фактов и событий, следует, что переход к парадигме учения означает трансформацию роли учащегося из пассивной (смотреть, слушать и запоминать) в активную, деятельностную.

Процесс обучения, соответственно, насыщается элементами самообразования: обучающиеся начинают вести аналитическую деятельность и увеличивают знания, выходя за рамки материала, предоставленного преподавателем.

При выборе метода обучения особое внимание стоит уделить изучению возрастных психологических особенностей обучаемых и преподносить материал в форме доступной для понимания и соответствующей интеллектуальному развитию.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте в целом учебно-профессиональная. В этом возрасте проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности – стремление приобрести социально-значимую профессию.

Одним из наиболее эффективных методов, получивших в последнее время широкое применение в ряде российских вузов, является метод кейсов, также называемый методом анализа конкретных ситуаций (АКС). Метод case-study (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Из множества классификаций кейсов наиболее содержательной и понятной является классификация по структуре:

а) Структурированные кейсы – короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Для такого типа кейсов существует определённое количество правильных ответов. Они предназначены для оценки знания или умения использовать конкретную формулу, навык, методику в определённой области знаний.

б) Неструктурированные кейсы. Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определённой области. Для них существуют несколько правильных вариантов ответов, и обычно не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

в) Первооткрывательские кейсы могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса даёт возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведённое время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

Кейс-задания могут быть выданы как каждому студенту индивидуально, так и группам студентов для коллективного решения поставленной задачи-ситуации. Причем в последнем случае, в образованных студенческих группах возможна индивидуализация, т.е. каждый ее член играет определенную роль, выполняет порученную сугубо ему функцию. Следовательно, возрастает уровень ответственности, так как успех группы зависит от успеха каждого студента.

Список литературы

1. Черкашин И.Д., Шарифуллина Л.Р. Инновационные модели преподавания БЖД в системе высшего профессионального образования //Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2013. – 103с.


ОПУБЛИКОВАНО

Шарифуллина Л.Р., Черкашин И.Д. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДОВ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 38