Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОГОБУ ВПО "Смоленский государственный институт искусств"


В нашей стране волонтёрские организации часто ориентированы именно на молодежь, как на наиболее активную и мобильную часть общества, которая не обременена семейными, бытовыми и другими трудностями.

Как отмечает профессор А.Д. Жарков, «можно с уверенностью утверждать, что волонтёрское движение становится все более распространенным и охватывает все больше разнообразных сфер жизни человека» [1, с. 226].

Мы определяем учащуюся молодежь как общность молодых людей, которые учатся в каком-либо учебном заведении, в возрасте от до 18 до 25 лет, обладающих совокупностью определенных возрастных, социально-культурных и социально-психологических характеристик, основным видом деятельности, которой является подготовка к вступлению во взрослую жизнь.

Можно выделить следующие социально-психологические характеристики учащейся молодежи, которые определяют ее как субъекта волонтёрской деятельности и способствуют ее приобщению к занятию волонтёрством.

Прежде всего, это возрастные особенности данной социальной группы. Это возраст завершения физического созревания, начала самостоятельной учебной и профессиональной деятельности, приобретения новых прав и обязанностей. Молодой возраст способствует более легкому усвоению всего нового.

Основной вид деятельности учащейся молодежи – учебно-профессиональная. Волонтёрские организации часто организуются при высших и средних учебных заведениях. Нередко деятельность волонтерских организаций может совпадать с направлением обучения студентов и учащихся, что дает возможность применить полученные знания на практике и закрепить профессиональные умения и навыки.

Следующей характеристикой, определяющей учащуюся молодежь, как субъекта волонтёрской деятельности является наличие свободного времени и проведение своего досуга учащейся молодёжью. Результаты исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения показали, что наименее вовлеченные в общественно-полезную деятельность группы – молодежь и пенсионеры, тем не менее, 75% молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату [2].

Еще одна характеристика – это доступность для учащейся молодежи многочисленных информационных ресурсов. Многие интернет-сообщества занимаются благотворительной и волонтерской деятельностью, создают собственные сайты.

Необходимо отметить и то, что молодежный возраст, это период, когда учащаяся молодежь переживает период личностного и социального становления. Волонтерская деятельность должна способствовать формированию нравственных ориентиров и культурных ценностей.

Следующая характеристика – это высокая мобильность учащейся молодежи, чувствительность к переменам. Часто волонтёрские объединения молодых людей организуются в нашей стране под патронажем той или иной партии.

Еще одной характеристикой, позволяющей рассматривать учащуюся молодежь как субъекта волонтерской деятельности, является наличие таких качеств, как амбициозность, критическое отношение к накопленному опыту, независимость, ценность свободы. Часто молодежь является создателем прогрессивных форм и методов (флешмоб).

Необходимо остановиться и на стремлении к общению в молодежной среде. Как отмечает Лармин О.В., важной особенностью молодежи является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения» [3, с.133].

Таким образом, мы можем выделить следующие социально-психологические характеристики учащейся молодежи, которые определяют ее как субъекта волонтёрской деятельности: возрастные особенности, обучение как основной вид деятельности, наличие свободного времени и проведение своего досуга, доступность многочисленных информационных ресурсов, личностное и социальное становление, высокая мобильность, чувствительность к переменам, амбициозность, критическое отношение к накопленному опыту, независимость, ценность свободы.

1.Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. – М.: МГУКИ, – 2012. – 226 с.

2.Пресс-выпуск №1785 Всероссийского центра изучения общественного мнения 24.06.2011, «Добровольчество в России: потенциал участия молодежи»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111713

3.Лармин, О.В. Эстетическое воспитание и развитие молодежи. – М., 1978. – 196 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Новикова Н.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 39