PDF-версия статьи |
Эти преступления отличаются от других преступных посягательств специальными признаками, а именно:
1. они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);
2. их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;
3.нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.
Нынешний этап развития социально-экономической, политической системы нашего общества, дальнейший процесс демократизации, образование многочисленных политических партий и общественных организаций и другие процессы оказались не простыми для развития суверенной Республики Казахстан.
Все эти перемены заставляют изменяться и современную преступность, которая на сегодняшний день отличается профессионализмом, сращиванием экономической, хозяйственно-корыстной и общеуголовной преступностью.
Одним из наиболее прогрессирующих элементов современной преступности является коррупционная преступность. Следует заметить, что данный вид преступления характеризуется особой общественной опасностью, которая выражается в следующем: - совершая указанное преступление, должностное лицо подрывает авторитет органов государственной власти и местного самоуправления; - причинение социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Как показывает отечественный исторический опыт борьбы с должностными преступлениями и передовой опыт зарубежных стран, уголовно-правовые меры охраны общественных отношений в рассматриваемой сфере при их должном политическом, социально-экономическом и нормативном обеспечении являются наиболее эффективными. Мы солидарны с мнением П.С. Они, который отмечает: «Никакие этические соображения не могут сравниться по силе предупредительного воздействия с опасением чиновника быть разоблаченным и наказанным. Честность чиновничества (не отдельного чиновника) должна постоянно подкрепляться страхом перед хорошо работающим прокурором.
Как известно, наряду с совершенствованием уголовного и уголовно-процессуального законодательства в 1998 году был принят Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией", закрепивший цели, основные принципы борьбы с коррупцией и установивший ответственность за совершение коррупционного правонарушения. Кроме того, целый блок законов направлен на определение круга полномочий государственных служащих во взаимоотношениях с населением, очерчены пределы вмешательства в экономику, сокращается институт лицензирования, упрощаются регистрационные процессы, внедряется принцип "одного окна". Важную роль в подавлении коррупции должно сыграть разделение функции между центральными и местными органами государственного управления, определение перечня государственных услуг предоставляемых государственными органами.
На настоящем этапе основными задачами государственных органов является совершенствование системы государственного контроля в сфере финансово-хозяйственной деятельности с целью недопущения злоупотреблений, повышение результативности работы государственных органов по предупреждению коррупции, соблюдение норм служебной этики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Светлов А.Я. Должностные преступления. - М., 1978. -С. 9.
2. Б.Ю. Лазарев. Советское уголовное право. - М. -С.366
3. Трайнин А.Н. Должностные и хозяйственные преступления. - М., 1938.
ОПУБЛИКОВАНО
к.ю.н., доцент Бейсебаева С.Б., магистрант Жусипбекова С.Б. Правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями в сфере присвоения полномочий должностного лица. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Юридические науки"). - C. 5