PDF-версия статьи |
Объектом проводимых преобразований в правовой сфере является изменение не только правовых норм, но и общественного сознания, позволяющего осмысленно исполнять эти нормы. Индивиды должны прийти к осознанию своих юридических возможностей и обязанностей, идентифицировать себя в качестве носителей основополагающих ценностей общества, на обеспечении и защите которых стоят право и закон. Правовое положение человека и гражданина из области декларации и символа должно утвердиться в качестве действительности, прежде всего, за счет самосознания. Государство, его властные структуры должны прийти к осознанию своей подчиненной роли в отношении обеспечения прав и свобод человека и гражданина, признать свою ограниченность рамками права, утвердить в своей практике принцип самоограничения перед проявлением законных прав и интересов людей. Признание государством самоограничения правом служит необходимым условием появления его нового качества – правового государства.
Складывание правового пространства предполагает множественность субъектов. Но одновременно сама эта множественность в гражданском обществе изначально связана с Идеей Права, а та в свою очередь имеет непосредственную связь с рефлексией над включенностью права в пространство и время определенного этапа истории и культуры.
В контексте рассмотрения актуального для построения правового пространства в Казахстане вопроса о его генезисе выделяются три масштаба реализации права: культурно-исторический, сферы права и ситуации правоприменения.
Возникновение права обусловлено, по сути, теми же предпосылками: человек с индивидуальным сознанием необходим как будущий носитель прав, а без рассуждений и социальной коммуникации с разрывами мнений невозможно появление судопроизводства, где бы решение вопроса о санкциях опосредовалось выслушиванием сторон и свидетелей и изучением обстоятельств дела.
Указанный набор предпосылок послужил толчком к формированию публичных (хотя еще не правовых) институтов – впервые в современном смысле этого слова. Возникновение таких институтов было вызвано к жизни не только необходимостью восстановления порядка (вообще), но и установления справедливости применительно к отдельному лицу.
Следствием институциональной практики явилось появление ряда новых для культуры представлений:
- об индивидуальности и индивидуальном сознании;
- о справедливости/несправедливости (применительно к индивиду).
Возникающая в этой ситуации культурная проблема состояла в том, как измерить и гарантировать справедливость, чтобы это было приемлемо для индивидов, но не разрушительно для общественного порядка.
Идея Права, разрешавшая эту проблему, была отрефлектирована и проявилась в гарантированной для (индивидуального) человека властью и законом справедливости, измеряемой исходя из принципа формального равенства.
Такое правопонимание подразумевает нормирование публичного обсуждения средствами юридического мышления – особого типа мышления, превращающего правовую норму (в ее первичном смысле) в закон, ее применение – в процедуру, а публичное обсуждение обстоятельств применения – в доказательства.
Более поздняя «обновленная теория естественного права» уже не обосновывает неотъемлемые права свойствами «природы человека». Скорее это нормы-образцы правовой культуры, признаваемые настолько самоочевидными, само собой разумеющимися, что сознание, не обремененное культурологической рефлексией, воспринимают их как нечто естественное, данное как бы самой природой. К формулированию естественных прав в полной мере применимы положения о международном характере правовой культуры и тенденции ее интеграции. Формирование международных стандартов в области прав человека – ярчайшее тому подтверждение.
Литература:
1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2007.
2. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы: АЮ-ВШП «Адилет». 2003.
ОПУБЛИКОВАНО
Нуртазин Е.К. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВА В КАЗАХСТАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Юридические науки"). - C. 6