Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВА В КАЗАХСТАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауезова, г.Шымкент, Казахстан


Несмотря на создание в Казахстане основ собственной правовой системы за двадцатилетие Независимости, в ней еще достаточно проблем как теоретического, так и практического плана. Одной из центральных проблем, как представляется, является проблема правопонимания. Она не только непосредственно связана с большинством задач правоведения, но и прямо или косвенно влияет на постановку, обоснование, интерпретацию, решение многих из них – в частности, на точное определение границ правового регулирования, установление характера правового воздействия на деятельность людей, выбор путей и направлений дальнейших научных поисков.

Объектом проводимых преобразований в правовой сфере является изменение не только правовых норм, но и общественного сознания, позволяющего осмысленно исполнять эти нормы. Индивиды должны прийти к осознанию своих юридических возможностей и обязанностей, идентифицировать себя в качестве носителей основополагающих ценностей общества, на обеспечении и защите которых стоят право и закон. Правовое положение человека и гражданина из области декларации и символа должно утвердиться в качестве действительности, прежде всего, за счет самосознания. Государство, его властные структуры должны прийти к осознанию своей подчиненной роли в отношении обеспечения прав и свобод человека и гражданина, признать свою ограниченность рамками права, утвердить в своей практике принцип самоограничения перед проявлением законных прав и интересов людей. Признание государством самоограничения правом служит необходимым условием появления его нового качества – правового государства.

Складывание правового пространства предполагает множественность субъектов. Но одновременно сама эта множественность в гражданском обществе изначально связана с Идеей Права, а та в свою очередь имеет непосредственную связь с рефлексией над включенностью права в пространство и время определенного этапа истории и культуры.

В контексте рассмотрения актуального для построения правового пространства в Казахстане вопроса о его генезисе выделяются три масштаба реализации права: культурно-исторический, сферы права и ситуации правоприменения.

Возникновение права обусловлено, по сути, теми же предпосылками: человек с индивидуальным сознанием необходим как будущий носитель прав, а без рассуждений и социальной коммуникации с разрывами мнений невозможно появление судопроизводства, где бы решение вопроса о санкциях опосредовалось выслушиванием сторон и свидетелей и изучением обстоятельств дела.

Указанный набор предпосылок послужил толчком к формированию публичных (хотя еще не правовых) институтов – впервые в современном смысле этого слова. Возникновение таких институтов было вызвано к жизни не только необходимостью восстановления порядка (вообще), но и установления справедливости применительно к отдельному лицу.

Следствием институциональной практики явилось появление ряда новых для культуры представлений:

- об индивидуальности и индивидуальном сознании;

- о справедливости/несправедливости (применительно к индивиду).

Возникающая в этой ситуации культурная проблема состояла в том, как измерить и гарантировать справедливость, чтобы это было приемлемо для индивидов, но не разрушительно для общественного порядка.

Идея Права, разрешавшая эту проблему, была отрефлектирована и проявилась в гарантированной для (индивидуального) человека властью и законом справедливости, измеряемой исходя из принципа формального равенства.

Такое правопонимание подразумевает нормирование публичного обсуждения средствами юридического мышления – особого типа мышления, превращающего правовую норму (в ее первичном смысле) в закон, ее применение – в процедуру, а публичное обсуждение обстоятельств применения – в доказательства.

Более поздняя «обновленная теория естественного права» уже не обосновывает неотъемлемые права свойствами «природы человека». Скорее это нормы-образцы правовой культуры, признаваемые настолько самоочевидными, само собой разумеющимися, что сознание, не обремененное культурологической рефлексией, воспринимают их как нечто естественное, данное как бы самой природой. К формулированию естественных прав в полной мере применимы положения о международном характере правовой культуры и тенденции ее интеграции. Формирование международных стандартов в области прав человека – ярчайшее тому подтверждение.

Литература:

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2007.

2. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы: АЮ-ВШП «Адилет». 2003.


ОПУБЛИКОВАНО

Нуртазин Е.К. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВА В КАЗАХСТАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Юридические науки"). - C. 6