PDF-версия статьи |
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников. Анализируя исследовательскую деятельность ученого и ученика, мы выделили их сходство и отличие.
Развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности, обучение его умениям и приемам исследовательского поиска является актуальной задачей современного образования. Если с самого раннего детства ребенка осваивает навыки исследовательского поведения, значит, его представления о мире формируются правильно, в соответствии с требованиями времени. В педагогической психологии и педагогике существует даже специальный термин – «исследовательское обучение». Так называется подход к обучению, основанный на стремлении ребёнка к самостоятельному изучению окружающей действительности. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать, применять и изменять новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Учебная исследовательская деятельность определяется как деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. (9)
Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии с анализом результатов.
Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений), используя традиционные технологии в сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда они имеют преимущества.
Исследовательская деятельность повышает интерес ученика к познанию. Важно помнить, что учебная мотивация начинает формироваться еще в дошкольном детстве, и если не создавать условия для ее развития, то к концу начальной школы интерес к учебе падает, и самый лучший способ сохранить и развить этот интерес – увлечь ребенка творчеством. А в школе, к сожалению, не всегда есть время и возможности для творческого самовыражения.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.
1. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст]/ «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2007. -С.71-73
2. Данельченко, Т.А. Активизация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как педагогическая проблема / Т.А. Данельченко // Приоритеты развития современного образования: проблемы и перспективы: матер. Всерос. 24 науч.-практ. конф. – Южно-Сахалинск:
ОПУБЛИКОВАНО
к.п.н. Сыдыкова З.Е., к.ф.н. Ибрагимова Ж. А., к.п.н. Жетписбаева Г.О. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 40