PDF-версия статьи |
В связи с этим необходим качественно новый подход к построению образовательной системы в Казахстане, при которой должна возрасти эффективность самостоятельной работы обучающихся и должны быть созданы условия для максимальной индивидуализации обучения. В сложившейся ситуации высшая предъявляет особые требования к преподавателю. Его функция – уже не только хранение и передача знаний, а формирование у обучающихся стремления к самообразованию и выработке у них навыков творческого освоения знаний. Именно ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки [2].
Характеристиками целостного педагогического процесса вуза являются:
- целенаправленность – ведущая цель педагогического процесса – формирование целостной личности будущего специалиста, способной продуктивно и творчески действовать;
- двусторонний характер – деятельность двух субъектов: педагога и студента;
- творческий характер – креативность преподавателя должна совпадать с креативной деятельностью студента;
- динамизм – педагогический процесс явление развивающееся, ему присущи изменения содержания образования, действий субъектов и качественные изменения самих субъектов;
- целостность – все компоненты педагогического процесса находятся в согласованной взаимосвязи и соподчинены цели самого процесса, здесь подчеркивается интегрирующий характер педагогического процессе.
Через педагогический процесс система образования выполняет две роли: адаптирующую – формирование системы ценностей, культуры человека; созидательную – воспитание и профессиональная подготовка специалиста.
Успешная работа любого высшего учебного заведения невозможна без постоянного самосовершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных услуг. Наряду с целями и содержанием образования качество подготовки выпускника зависит в первую очередь от уровня профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации его педагогической деятельности; от умения преподавателя развивать в студентах их способности, поддерживать интерес к учебной и научной деятельности [3].
Сущность деятельности преподавателя можно определить следующими составляющими:
во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету);
во-вторых, это воспитательное воздействие;
в-третьих, оценка и контроль результатов обучения.
Без самообразования и саморазвития деятельность преподавателя не мыслится: это не только проведение научных исследований, но и обогащение методической базы.
Литература
1. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
2. Мынбаева А.К. История и технология научной деятельности высшей школы: Монография. – Алматы, 2010. – 257 с.
3. Мынбаева А.К. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие. – Алматы, 2010. – 171 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Маханова З.А. – к.п.н., доцент, Калыбекова Г.Ж. – магистр педагогики и психологии, Ижанов Ж.Т. – преподаватель, Жунисбекова Ж.А. – к.п.н., ст.преподаватель, Демеуов А.К. – к.п.н., доцент, Есипов В.В. – магистр педагогики и психологии ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 45