Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
12-летнее образование – образование, ориентированное на результат

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Шымкент, Республика Казахстан


Необходимость изменения содержания школьного образования обусловлена следующими факторами:

1. В содержании образования должны найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру, вариативность, дифференциация, индивидуализация.

2. Содержание образования должно быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996г.).

3. Пересмотр содержания образования обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования (TIMSS, РISA, РIRLS), которые рассматривают результатом образования не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции).

4. Система образования должна выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания образования должен быть направлен на учет возрастных возможностей, психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки. В целом, обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой стороны, в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук. 5. Обучение учащихся 11-12 классов должно быть организовано по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям профильного обучения с учетом их интересов, способностей с целью выстраивания их жизненных и профессиональных перспектив. Школьное образование - элемент системы непрерывного образования Казахстана, институт подготовки учеников к «взрослой жизни». В отборе содержания образования должны учитываться необходимость «состыковки» с содержанием профессионального образования, требования рынка труда

Необходимость изменения структуры школьного образования (4+6+2) обусловлена рядом факторов, в том числе:

1. Согласно Декларации Совета Европы (1992), в мире наблюдается тенденция увеличения сроков доуниверситетского образования: 12- летнее образование реализуется в 136 странах, в том числе в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и др. Из стран СНГ среднее общее образование продолжительностью в 12 лет имеет место на Украине, в Узбекистане и странах Балтии. Готовятся к переходу Армения, Азербайджан, Молдова.

2. Каждый год вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие школьников, его социализацию. Увеличение общей продолжительности школьного образования в Казахстане с 11 до 12 лет рассматривается условием расширения возможностей граждан по повышению уровня их образованности в рамках формального образования.

3. Увеличение продолжительности школьного образования на 1 год связано с уменьшением на 1 год продолжительности образования в вузе, организации бакалавриата в 4 года. Очевидно, это потребует качественно иного подхода к отбору содержания в 11 -12 классах, которые ориентированы на подготовку учащихся к продолжению образования в вузе.

В международной образовательной практике регулирование системы образования на основе показателей выхода реализуется через модель образования, ориентированного на результаты (ООР) Ключевые моменты в модели ООР - конкретизация целей образования национального уровня; - построение многоуровневой системы целей как ожидаемые результаты (ОР); - совершенствование структуры школы; - изменение принципа организации учения; - разнообразие образовательных программ; - согласованная система текущего и итогового оценивания; - создание системы мониторинга качества образования; - развитие образования как открытой системы: вовлечение общественности; - участие в международных сравнительных исследованиях.

Литература

1. Балыкбаев Т. О. Переход к 12-летнему образованию – ключевая задача системы образования РК//12-летнее образование.2009. 3. С. 17-20.

2. Джадрина М. Ж. Ориентация на результат как условие реализации компетентностного подхода к образованию в школе. (материалы в слайдах).Алматы, 2004.

3. Муканова С. Д. Контекст организации в Казахстане компетентностно-ориентированного образования//12- летнее образование.2009. 7. С. 35-40.


ОПУБЛИКОВАНО

Омаров Н.К., Елтаева Ж.П., Серкебаева Т.Ы., Жиенбаева Ж.Ж. 12-летнее образование – образование, ориентированное на результат. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 52