PDF-версия статьи |
На втором заседании Совета СБСЕ 30 января 1992 года Республика Казахстан среди десяти постсоветских государств вступила в СБСЕ. 8 июля 1992 года Казахстан подписал Хельсинкский Заключительный Акт 1975 года и 23 сентября 1992 года Парижскую Хартию для Новой Европы. Таким образом, Казахстан взял на себя обязательство придерживаться всех принципов СБСЕ и выполнять все обязательства Совещания. Анализ сотрудничества ОБСЕ и Республики Казахстан позволяет выделить ряд этапов, свидетельствующих, с одной стороны, об активизации участия республики в Организации, а с другой стороны, об усилении роли ОБСЕ во внутриполитической жизни общества, и в содействии в решении ряда проблем национального и регионального масштаба. Основываясь на изменении формата взаимодействия Казахстана со структурами ОБСЕ в трех измерениях безопасности, а также на расширение присутствия ОБСЕ в регионе в течение 1990-ых годов, можно выделить следующие этапы сотрудничества:
- Первый этап (1992-1994 гг.) - В первые годы членства в ОБСЕ республика не принимала активного участия в работе органов СБСЕ, так как на этом этапе Казахстан, равно как и другие бывшие советские республики, столкнулся со многими проблемами. Во многом, это объяснялось недостатком финансовых средств и квалифицированных экспертов. Только Россия и Украина имели постоянных представителей на Хельсинкской встрече на высшем уровне СБСЕ 1992 года. Остальные бывшие советские республики не присутствовали на многих заседаниях саммита.
- Второй этап ("1995-1997 гг.) был ознаменован учреждением Постоянного Представительства Республики Казахстан при международных организациях в Вене в 1995 году, свидетельствующим об активизации деятельности республики в рамках ОБСЕ. Через Постоянное Представительство Казахстан получил возможность обеспечивать постоянное участие Казахстана в различных структурах ОБСЕ. На всех встречах на высшем уровне, на встрече Совета министров ОБСЕ Казахстан выражает свое понимание и подходы ко многим проблемам современного мира и принимает активное участие в работе различных структур ОБСЕ, таких как Форум по сотрудничеству в области безопасности, Совместная Консультативная Группа по ДОВСЕ, Парламентская Ассамблея. Данный период ознаменовался также открытием Бюро по связям в Центральной Азии в Ташкенте, свидетельствующее об увеличении внимания ОБСЕ к региону. Характерной чертой деятельности ОБСЕ в 1996-1997 годы стал возросший интерес к Центральной Азии.
Третий этап сотрудничества Казахстана с ОБСЕ. (1998 - начало 2000-х гг.) - Учреждение постоянного представительства ОБСЕ в Республике Казахстан. На данном этапе происходит становление роли ОБСЕ не только как структуры по безопасности, но и как активного участника внутриполитической жизни Казахстана. 1998-1999 годы в ОБСЕ часто называют годами Центральной Азии.
Одним из ключевых вопросов развития ОБСЕ, с точки зрения Казахстана, является расширение консенсуса по основополагающим вопросам повестки дня Организации, преодоление разделительных линий на ее пространстве, укрепление взаимного уважения и обеспечение равного участия всех стран в деятельности ОБСЕ. С начала 2000-х годов в ответ на критические настроения со стороны бывших советских республик, в их числе и Казахстана, высшее руководство ОБСЕ начала пересмотр своей стратегии. Под эгидой ОБСЕ были организованы целый ряд мероприятий по обсуждению и выработке решений региональных проблем в области безопасности, экономики и экологии. Признавая функциональный дисбаланс в трех измерениях, ОБСЕ приступило расширению сотрудничества в экономическом и экологическом, а также в традиционных аспектах безопасности.
1. Юсин М. Все республики бывшего Советского Союза, кроме Грузии будут приняты в СБСЕ // Известия, 1992, 30 января, С4
ОПУБЛИКОВАНО
Мамашарипова Гульнар Ануаровна КАЗАХСТАН И ОБСЕ: СОТРУДНИЧЕСТВО В 90-Х ГОДАХ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 15