PDF-версия статьи |
Российская образовательная система в настоящее время переходит в новое качество - к образовательному федерализму, в основу которого положены два процесса: регионализация и интеграция образования. Регионализация образования предполагает активизацию самосознания растущего человека не только как россиянина, но и как жителя конкретного региона, адаптированного к его социальным, экономическим, духовно-нравственным, этническим и климатическим условиям. Государственная образовательная политика, направленная на модернизацию содержания, должна обязательно учитывать поликультурную и региональную образовательную среду.
Для этого необходимо, чтобы в каждом конкретном регионе была своя стратегия и политика развития как поликультурного, так и образовательного блока в их тесной взаимосвязи. В этом проявляется важнейший стратегический принцип развития систем в процессе взаимообмена и взаимодействия с окружающей средой.
Если рассматривать интеграцию образования в Российской Федерации в целом, то следует отметить, что именно благодаря включению в программы национально- регионального компонента физическое воспитание будет дополнено средствами уникальной и самобытной народной физической культуры, присущей определенному региону с его этническими, поликультурными и климатическими особенностями, его образовательными и этнопедагогическими проблемами.
Наш подход к регионализации образования - введение этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей конкретной территории в содержание и организацию образования, т.е. обогащение педагогического процесса данной спецификой, а его организацию осуществлять с опорой на лучшие традиции воспитания в народе. При этом необходимо, прежде всего, учитывать волеизъявление самих этносов.
Для той части учащихся, которая стремится к интеграции в индустриальное общество, необходимо создать условия по максимально безболезненному протеканию этого процесса (обеспечить возможность получения образования в учебных заведениях соответствующих профилей работы в регионах традиционного проживания, реальных перспектив профессионального роста и служебной карьеры). Для традиционно ориентированного большинства учащихся, как показал опрос 73% респондентов, выявлено, что они намерены продолжать самобытный образ жизни. Им необходимо обеспечить условия, при которых средства самобытной физической культуры народов ханты и манси будут способствовать формированию двигательных умений и навыков, связанных с будущей профессиональной деятельностью (охота, оленеводство, рыболовство).
Современный процесс физического воспитания учащихся северных этносов не отражает накопленный этими народами положительный опыт традиционного физического воспитания. Модель «закрытой школы» не оправдала себя в условиях Севера [4,С.-89].
Весь прошлый опыт традиционного физического воспитания подрастающего поколения у народов Севера был направлен не только на воспитание физически крепкого и закаленного человека, но и на обучение его с ранних лет сезонным, традиционным промыслам и хозяйственным занятиям. Физическое и трудовое воспитание у народов Севера представляет собой единый воспитательный, образовательный и оздоровительный процесс, назначением которого является подготовка молодого поколения к будущей трудовой жизни [3, 5, 6, 7].
Существующее нетрадиционное для жителей Севера физическое воспитание детей ограничивает необходимую им двигательную деятельность. Многовековая практика применения традиционных для этого региона средств физического воспитания показывает, что именно двигательная активность наиболее эффективно нейтрализует влияние экстремальных климатических условий в жизнедеятельности, как детей, так и взрослого населения. Исторический опыт проживания народов Севера в суровых климатических условиях способствовал выработке уникальных и эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения.
ОПУБЛИКОВАНО
Сергеев К.В., Синявский Н.И. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАРОДОВ СЕВЕРА ХАНТЫ И МАНСИ. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 13