PDF-версия статьи |
Любое представление об информации из внешнего мира, получаемое человеком, основывается на построении определенных моделей. Модель не может в полной мере отражать все свойства реального объекта (процесса), так как в силу особенностей ее построения, не существенные, с точки зрения индивида, свойства упускаются. Плохо продуманная модель, не позволит в полной мере раскрыть все свойства изучаемого объекта и понять (спрогнозировать) его поведение. Использование компьютера для изучения модели, вносит ряд особенностей, связанных с организацией работы на компьютере .
Большую роль в построении моделей реальных процессов, явлений и интерпретации, получаемого результата играет личностный аспект. Он накладывает отпечаток на весь процесс работы с моделью.
Моделирование – одно из важнейших направлений, реализующих возможность изучения реальных процессов (объектов) информационного общества.
Обычно модель реального объекта или ситуации представляет собой совокупность элементов и связей между ними. Построение модели характеризуется следующими шагами:
• выделение основных элементов, составляющих модель,
• определение связи между элементами модели (системный анализ),
• запись полученной структуры в какую-либо заранее определенную форму (формализация информации).
Моделирование любой системы невозможно без предварительной формализации. Формализация – это первый и очень важный этап процесса моделирования.
Информационная модель – это описание объекта на одном из языков кодирования.
Информационные модели делятся на структурные (статические) просто описывающие объект и динамические, описывающие информационные процессы (представление о возникновении и преобразовании информации). Как правило, информация об объекте (явлении) представляется в текстовом виде. Для ее структуризации, выделения значимых данных для описания и решения конкретной проблемы, необходимо построение структурной и динамической модели, объединение которых позволяет получить объект исследования, который можно изучать в динамике.
Метод моделирования реальных ситуаций наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения аспирантов по программе MBA. Между тем, увеличение числа менеджеров, практикующих в использовании такого метода, привело к значительному повышению спроса на новые модели, имеющие национальную окраску.
В последние годы, в связи с образовательными реформами в республиканской высшей школе происходит поиск новых эффективных методик обучения студентов. Использование методики моделирования реальных ситуаций в обучении студентов, позволит не только улучшить понимание экономических законов, активизировать познавательный интерес к изучаемым курсам, но и будет способствовать развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.
1. Шлеер С., Меллор С. Объектно-ориентированный анализ: моделирование мира в
состояниях. // Пер. с англ. / Киев: Диалектика, – 1993. 240 с.
2. Гладков В.В. Применение концепции информационной модели при разработке
педагогических технологий. // Математика и информатика: педагогические инновации
и научные разработки. Герценовские чтения-95 / СПб.: Образование – 1995. C. 160
3. Рахимжанова Л.Б. Связь методологии математического моделирования и
вычислительного эксперимента с информатизацией образования. // Материалы
международной научно-практической конференции «Качество школьного
образования: состояние, тенденции, перспективы». - Алматы, 2000. – С.193-194.
4. Bill Welty, Cases can improve teaching and learning for tearchers, Vancouver Conference,
Summer – 1999.
ОПУБЛИКОВАНО
Жайлаубаев Н.М., Карибай Г.Ж., Бахбердиева К.М., Колбаев Б.Р., Шаймерденова Г.С. Логические основы метода моделирования. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4