Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проблематика и перспективы изучения процессов когеретизации и эвокации

Челябинский государственный университет


В современной лингвистической науке существует одно из немногих направлений, способное предоставить исследовательский инструментарий и разработанный терминологический аппарат для изучения процессов когеретизации и эвокации – это когнитивная лингвистика. Данная отрасль изучает язык в качестве неотъемлемой части сознания, используемой человеком для хранения, передачи знаний в единстве с познавательными процессами мышления. Понятие концепта и концептуальной картины мира, разработанное в когнитологии, позволяет наглядно представить протекание названных процессов при познании человеком окружающей действительности.

Во всём многообразии процессов познания когеретизация и эвокация выделяются на фоне остальных благодаря целостности – неотъемлемому свойству наблюдаемого в результате познавательной деятельности объекта, позволяющему в первом случае преобразовывать единицы знания в цельные ментальные конструкции, а во втором – структурировать и верифицировать общую концептуальную картину мира, участвуя в процессе её целостного формирования. Целостность воспринимаемого объекта преобразуется в целостность его ментального образа, позволяющего структурировать неограниченное множество схожих по строению концептов в единую картину мира.

Обладая упомянутым свойством, единицы знания могут взаимодействовать друг с другом без ущерба для них, с сохранением всех специфических свойств и характеристик. Схожие свойства и характеристики при этом служат основой для создания связей и соединения отдельных единиц знания в общую концептуальную систему. Наличие целостности у воспринимаемых объектов, а также у единиц знания предполагает существование отдельного познавательного процесса, отвечающего за целостное восприятие действительности. Когерентность здесь представляется средством выражения наличия целостности в воспринимаемом объекте и может быть характеристикой данного познавательного процесса и отражать его протекание.

Эвокативность, в свою очередь, в качестве свойства сформированной концептуальной картины мира характеризует уровень её завершённости, устойчивости, внутренней динамики и мобильности, указывает на способность к сохранению единства и внутренней структуры связей между элементарными единицами знания при одновременном приобретении, формировании, системной верификации и структурировании новых составных элементов. Наличие свойства эвокативности позволяет создавать прочные связи (вне зависимости от степени и продолжительности их существования во времени) между собственными и чуждыми единицами знаний.

Таким образом, элементы одной концептуальной картины мира, обладающие свойством эвокативности, при взаимодействии с элементами другой концептуальной картины мира сообщают им свои значимые характеристики и структурируются чуждой системой в качестве единиц знаний, не противоречащих верифицирующим компонентам данной системы. Процесс познания, при протекании которого единицы знаний структурируют свои характеристики в чуждые концептуальные картины мира, и является эвокацией.

Учитывая, что когнитивная лингвистика считает язык единственно надёжным средством доступа к человеческому сознанию, процессы когеретизации и эвокации представляют несомненный интерес для рассмотрения в рамках данного направления. Но тесная обусловленность и взаимосвязь с процессами мышления также позволяет обратиться к психолингвистике, семантике, семиотике и прикладной лингвистике.

Многоуровневый синтез знаний, накопленных в результате познавательных процессов, складывается в зависимости от протекающих на момент познания психических процессах, а уровневая структура языка подразумевает сложно познаваемую взаимосвязь единиц знаний, их свойств и характеристик, которые могут быть наиболее полно исследованы с использованием различных отраслей лингвистики, психологии, социологии и философии.


ОПУБЛИКОВАНО

Коновалова М.В. Проблематика и перспективы изучения процессов когеретизации и эвокации. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 16