PDF-версия статьи |
Во всём многообразии процессов познания когеретизация и эвокация выделяются на фоне остальных благодаря целостности – неотъемлемому свойству наблюдаемого в результате познавательной деятельности объекта, позволяющему в первом случае преобразовывать единицы знания в цельные ментальные конструкции, а во втором – структурировать и верифицировать общую концептуальную картину мира, участвуя в процессе её целостного формирования. Целостность воспринимаемого объекта преобразуется в целостность его ментального образа, позволяющего структурировать неограниченное множество схожих по строению концептов в единую картину мира.
Обладая упомянутым свойством, единицы знания могут взаимодействовать друг с другом без ущерба для них, с сохранением всех специфических свойств и характеристик. Схожие свойства и характеристики при этом служат основой для создания связей и соединения отдельных единиц знания в общую концептуальную систему. Наличие целостности у воспринимаемых объектов, а также у единиц знания предполагает существование отдельного познавательного процесса, отвечающего за целостное восприятие действительности. Когерентность здесь представляется средством выражения наличия целостности в воспринимаемом объекте и может быть характеристикой данного познавательного процесса и отражать его протекание.
Эвокативность, в свою очередь, в качестве свойства сформированной концептуальной картины мира характеризует уровень её завершённости, устойчивости, внутренней динамики и мобильности, указывает на способность к сохранению единства и внутренней структуры связей между элементарными единицами знания при одновременном приобретении, формировании, системной верификации и структурировании новых составных элементов. Наличие свойства эвокативности позволяет создавать прочные связи (вне зависимости от степени и продолжительности их существования во времени) между собственными и чуждыми единицами знаний.
Таким образом, элементы одной концептуальной картины мира, обладающие свойством эвокативности, при взаимодействии с элементами другой концептуальной картины мира сообщают им свои значимые характеристики и структурируются чуждой системой в качестве единиц знаний, не противоречащих верифицирующим компонентам данной системы. Процесс познания, при протекании которого единицы знаний структурируют свои характеристики в чуждые концептуальные картины мира, и является эвокацией.
Учитывая, что когнитивная лингвистика считает язык единственно надёжным средством доступа к человеческому сознанию, процессы когеретизации и эвокации представляют несомненный интерес для рассмотрения в рамках данного направления. Но тесная обусловленность и взаимосвязь с процессами мышления также позволяет обратиться к психолингвистике, семантике, семиотике и прикладной лингвистике.
Многоуровневый синтез знаний, накопленных в результате познавательных процессов, складывается в зависимости от протекающих на момент познания психических процессах, а уровневая структура языка подразумевает сложно познаваемую взаимосвязь единиц знаний, их свойств и характеристик, которые могут быть наиболее полно исследованы с использованием различных отраслей лингвистики, психологии, социологии и философии.
ОПУБЛИКОВАНО
Коновалова М.В. Проблематика и перспективы изучения процессов когеретизации и эвокации. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 16