PDF-версия статьи |
На наш взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов:во-первых,наличием персонального компьютера для каждого ученика, во-вторых,именно на уроках информатики выявляется активная самостоятельная деятельность ученика,в –третьих предмет информатики отличает изначально высокую мотивацию учащихся.
В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики и во внеклассной деятельности особое место занимает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так: владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п .
Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:
• Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
• Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
• Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;
• Умение работать со справочной литературой, инструкциями;
• Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;
• Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.
Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.
Информационные компетенции предполагают умения:
• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
• владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:
владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защита проекта и т.п.)
Литература
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, №2, 2003.
2. Солянкина, Н. Л. Качество условий развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации : один из подходов к диагностике / Н. Л. Солянкина // Педагогические технологии. - 2008. - N 2. - С. 49-55
ОПУБЛИКОВАНО
Медетбекова Р.А.,Медетбекова M.M. Формирование информационных компетенций школьников на уроках информатики . // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6