Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Формирование информационных компетенций школьников на уроках информатики

ЮКГУ им.М.Ауезова,Казахстан,г.Шымкент


Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. В настоящее время уточняется перечень ключевых компетенций человека как: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, подлежащие формированию в общеобразовательной школе.

На наш взгляд, урок информатики принципиально отличается от других учебных предметов:во-первых,наличием персонального компьютера для каждого ученика, во-вторых,именно на уроках информатики выявляется активная самостоятельная деятельность ученика,в –третьих предмет информатики отличает изначально высокую мотивацию учащихся.

В ходе реализации творческих проектов на уроках информатики и во внеклассной деятельности особое место занимает общекультурная компетенция. В деятельностной форме ее можно описать так: владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т.п .

Важную роль необходимо отвести учебно–познавательной компетенции. Так как, в ходе учебного процесса степень ее сформированности иногда в значительной степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

• Умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;

• Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;

• Владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей;

• Умение работать со справочной литературой, инструкциями;

• Умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне;

• Создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

Необходимо подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у обучающихся информационных компетенций.

Информационные компетенции предполагают умения:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности этого направления, характерные для уроков информатики:

владение формами устной речи (монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защита проекта и т.п.)

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, №2, 2003.

2. Солянкина, Н. Л. Качество условий развития профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации : один из подходов к диагностике / Н. Л. Солянкина // Педагогические технологии. - 2008. - N 2. - С. 49-55


ОПУБЛИКОВАНО

Медетбекова Р.А.,Медетбекова M.M. Формирование информационных компетенций школьников на уроках информатики . // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6