Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан


Педагогическая наука требует учета закономерностей и принципов учебно-воспитательного процесса, которые позволяют педагогу предвидеть сложности воспитательного взаимодействия с учащимися подросткового возраста, положительно направит деятельность подростка. Сказанное затрагивает такое важное направление воспитания подростка, как формирование его правовой культуры.

Проведенное исследование было направлено на создание системы правового образования подростков, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход.

Теоретический анализ научно-педагогической литературы показал, что правовая культура – это элемент общей культуры, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования общественных отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социально-психологическое отношение к явлениям правового порядка..

Современной наукой правовая культура рассматривается в двух аспектах: предметно-ценностном как явление (комплекс пра¬вовых культурных ценностей, которые определяют собой условие для поступательного развития общества), а также как процесс воспроизводства ценностей в виде системы признанных и одобряе¬мых обществом стереотипов или моделей поведения для различных носителей культуры.

Правовая культура является интегральной характеристикой правового развития общества и составляющих его социальных, эт¬нических, конфессиональных групп, слоев общностей и входящих в них индивидов.

В узком смысле правовая культура - это определенный уро¬вень знания и понимания права, активного и законопослушного по¬ведения людей, их коллективов и организаций.

Рассматривая возрастные особенности развития подростков, мы определили, что воспитание правовой культуры детей подросткового возраста можно охарактеризовать как одно из основных направлений формирования целостной личности учащихся на данном возрастном этапе. Интенсивное половое созревание, бурная физиологическая перестройка организма, и, заодно неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений вызывают проблемы в социальных контактах подростка. В подростковом возрасте школьник настойчиво стремится к самоутверждению, а ведущей деятельностью в этом периоде является общение со сверстниками, при котором он осваивает новые нормы поведения. Формируется также характер и самооценка, но и возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптивных форм поведения.

C точки зрения правового воспитания следует отметить, что подросток уже выступает как субъект правовых отношений. У него формируется собственные взгляды относительно прав и обязанностей людей.

Таким образом, правовая культура подростков в нашем понимании – представляет собой совокупность следующих компонентов:

- знание правовых норм;

- развитая нравственно-правовая эмоциональная сфера:

- умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан и своих собственных интересов:

С учетом вышесказанного, в нашем понимании, правовая культура подростков - это синтез базовых правовых знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, мотивов, ориентирующий активную деятельность подростка на сохранение и укрепление правовых знаний и правосознаний.

В исследовании представлен аналитический обзор философских, психолого-педагогических исследований по вопросам формирования правовой культуры подростков. На основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов определены методологические основы предмета исследования, проанализированы и выявлены педагогические условия, определяющие эффективность формирования правовой культуры подростков в процессе внеклассной деятельности.

Также в ходе исследования раскрыты содержание и методические особенности правового воспитания подростков, разработана модель формирования исследуемого качества у школьников. Исследование подтвердило, что процесс правового воспитания личности складывается из усвоения ею правовых знаний и создания таких условий, при которых эти знания находят свое практическое применение. В результате формируются правовые убеждения, уме¬ния, навыки и привычки, которые становятся мотивами правомерно¬го поведения. Правовые нормы общества делаются собственным от¬ношением личности к праву, ее личностными качествами, образуя побудительную сферу ее поведения и деятельности, т.е. правовые требования общества превращаются в требования личности к самой себе.

ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Закон Республики Казахстан «Об образовании» //Сборник законодательной базы РК в области прав ребенка.


ОПУБЛИКОВАНО

Шаймерденова Г.С., Зайдуллаева Д.Д., Кыдырбекова А.С., Карибай Г.Ж., Шаймерденова Г.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 7