PDF-версия статьи |
Интенсивное половое созревание, бурная физиологическая перестройка организма, и, заодно неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений вызывают проблемы в социальных контактах подростка. В подростковом возрасте школьник настойчиво стремится к самоутверждению, а ведущей деятельностью в этом периоде является общение со сверстниками, при котором он осваивает новые нормы поведения. C точки зрения правового воспитания следует отметить, что подросток уже выступает как субъект правовых отношений. У него формируется собственные взгляды относительно прав и обязанностей людей. Выступает против диктата взрослых. Может полемизировать с учителями, родителями по поводу своих прав.
Психологические новообразования личности подростка, которому авторы относят возникновение социального сознания и самосознания и самоопределение также обязывают педагогов и родителей более чутко относиться к проблемам правового воспитания подростков. В то же время, в формировании правовой культуры подростка важную роль играет диагностика уровня правовой воспитанности школьников, без которого невозможно прослеживать правовоспитательный процесс и дать своевременную и объективную оценку его результатам.
Для проведения мониторинга уровня правовой культуры очень важно организация диагностики уровня правовой воспитанности подростков, которая в свою очередь требует разработки критериев и показателей сформированности правовой культуры.
Разработка педагогических измерителей сформированности правовой культуры учащихся подросткового возраста требует анализа самого понятия «правовая культура», структура которой дает нам отчетливое представление о содержание процесса правового воспитания и ожидаемых его результатах.
Проведенный нами анализ юридической, психолого-педагогической и научно-методической литературы показывают, что существуют множество определений понятия «правовая культура». В широком понимании, правовая культура рассматривается как «сформировавшееся в процессе социального развития совокупность правовых явлений (правовые ценности, действующее законодательство правосознание, правомерное поведение, юридическая практика, законность и др.), которая позволяет обеспечить правомерный образ жизни социума. Воспитание правовой культуры подростков в общеобразовательных школах выделяют критерии сформированности рассматриваемого качества школьников этой возрастной группы:
- усвоение школьниками положительных социальных способов поведения и деятельности;
- проявление самостоятельности при выборе формы общественно полезного труда при совершенствовании организационной культуры школы;
- проявление воли, инициативы и ответственности при участии школьника в деятельности по расширению характера социальных взаимодействий.
Отмечая вклад исследователя в разработку педагогических измерителей сформированности правовой культуры подростков, напомним, что названные критерии охарактеризуют эффективность системы воспитания нравственно-правовой культуры подростка. Поэтому, выделенные критерии, по нашему мнению, не в полной мере служит задачам диагностики правовоспитательного процесса в основном звене общеобразовательной школы.
Правовую культуру детей подросткового возраста мы рассматриваем как интегральную характеристику личности, представляющую собой единство когнитивного, эмоционально-ценностного компонентов, обеспечивающих ввести школьников в сложные правовые общественные отношения.
Для анализа процесса формирования правовой культуры необходимо четко представлять ее компоненты. В связи с тем, что усвоение теоретических знаний является основной для формирования убеждений, правовой установки личности и, в свою очередь, готовность к правопослушным действиям базируется на знании и отношении к праву, в качестве структурных элементов правовой культуры мы выделяем правовые знания, отношение к праву, поведение и деятельность в правовых ситуациях.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системы школы и класса.
ОПУБЛИКОВАНО
Шаймерденова Г.С., Момбекова С.С., Белесова Д.Т., Шаймерденова Г.С., Бибулова Д.А. Теоретико-методологические основы и условия формирования правовой культуры подростков. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 8