PDF-версия статьи |
Воспитательный потенциал общения
Товгазова С.С.
Предметом исследования статьи является педагогическое общение. Целью статьи является изучение приоритетных функций педагогического общения, его воспитывающего потенциала.
Методология проведения работы представляет собой комплекс методов, направленных на изучение воспитательного потенциала педагогического общения. В исследовании применяется дедуктивный метод, синтез, сравнение, обобщение.
Результаты исследования позволят сделать вывод, что педагогическое общение имеет огромный воспитательный потенциал. Область применения результатов заключается в том, что материалы статьи могут быть использованы в лекциях для студентов педагогических вузов и в практике работы школы.
Ключевые слова: педагогическое общение, воспитывающее общение, профессиональная культура, культура общения, воспитательный потенциал общения, педагогическая мораль.
Общение, точно так же, как и наши знания и поведение, есть результат развития общественной истории, привносится нашей культурой, являясь её глубинным основанием [2, с.10]. В процессе общения обеспечивается единство действий людей, составляющих ту или иную группу (учебный класс, семья, педагогический коллектив и т.п.), осуществляется их консолидация, целенаправленная деятельность.
Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, оно, по мнению исследователей (Н.В.Борисовой, О.В.Бурляевой, А.А.Вербицкого, В.С.Грехнева, А.Н.Леонтьева, В.А.Сластёнина, Д.Е.Эльконина и других.), выступает также и важнейшим фактором формирования личности человека. Ведь воспитывать – значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать убеждения, но и обеспечивать регуляцию его поведения, отношений с другими людьми.
Общение способствует расширению кругозора людей, развитию интеллекта, приобретению коллективистских качеств, знаний, умений для успешной деятельности. Оно создаёт условия для развития целенаправленности чувств, воли, оценок, ориентаций – всего того, что характеризует устойчивую потребность реализовать в своей деятельности жизненную позицию активного участника общественных преобразований. Именно поэтому, на наш взгляд, нельзя забывать о значении общения в деятельности учителя.
Сложность данного феномена, его природа, сущность, структура, функции объясняются неоднозначностью определения общения, связанной с тем, что коммуникативные процессы при всем их многообразии присущи и деятельности, и общению, и познанию, и труду. Об этом свидетельствует обилие терминов в научной литературе: "общение", "коммуникация", "коммуникабельность", "интеракция", "контакт", "коммуникативная компетентность", "психологическая совместимость" и многие другие.
Общение в школе несёт в себе более глубокую функцию, чем обычные контакты между людьми. Любой вид общения в паре "учитель – ученик", независимо от ситуации, является воспитывающим. Разделять общение на "учебное" и "внеучебное", исходя из внешних характеристик, значит препятствовать развитию разностороннего общения с учениками, оставаясь лишь инициатором общения.
Наши исследования подтвердили, что не всякая форма межличностного общения может выступать средством воспитания. Только основанные на гуманизме формы и способы общения могут стать средством формирования таких качеств. Однако, для того, чтобы усиливать значение форм и способов общения в воспитании позитивных качеств, необходимы специальные знания. В ряду этих знаний особое место принадлежит средствам и приёмам общения, используемым в профессиональной деятельности учителя. Возможности их использования связаны с профессиональными и индивидуальными особенностями педагогов.
Знание людьми глубинных оснований различных видов общения – непременное условие их эффективной деятельности. Но особо в этом знании нуждаются те, кто по роду своей работы осуществляют профессиональную миссию – воспитывают, формируют личность. И это закономерно, так как приобщение индивида к разным сторонам культурного наследия: передача знаний, умений, опыта, т.е. образование, научение, воспитание возможно только через практическое и духовное общение людей друг с другом.
ОПУБЛИКОВАНО
Товгазова С.С. Воспитательный потенциал общения.. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 5