PDF-версия статьи |
Введение общих понятий и методов послужит основой создания единого курса математики для средней общеобразовательной школы. Таким объединяющим элементом математического знания является, в частности, аксиоматический метод построения теории, который нашел в программе предпрофильного курса самое широкого отражение. Включение его в программу дает возможность систематизировать имеющиеся у школьников представления, готовить почву для изучения структур, далее возвращаются к вопросу об аксиоматическом методе, рассматривая его методологический аспект. Учащимся сообщается, что существуют другие методы построения теорий, что аксиоматический метод, имея огромное значение, не может, однако, претендовать (как, впрочем, и любой другой) на универсальность.
Содержание программы предпрофильного курса прежде всего зависит от целей обучения, которые наиболее четко сформулировал Л.М.Фридман: «Цель обучения математике в общеобразовательной средней школе состоит в том, чтобы каждый ученик овладел такой системой математических знаний и основанных на них умений и навыков, чтобы он: 1) научно правильно понимал своеобразие отражения математикой простейших законов о количественных отношениях и пространственных формах в природе, обществе и производстве и имел ясное представление об истории, происхождении и развитии этих знаний; 2)ясно понимал сущность элементарных методов научных исследований и доказательств, применяемых в математике, мог строить математические модели наиболее важных математических задач и решать их; 3)имея достаточную математическую подготовку для изучения других учебных предметов средней общеобразовательной школы, для практической деятельности в любой отрасли производства, сельского хозяйства или сферы обслуживания и для продолжения образования по окончании школы» [2, 24 стр.].
Исходя из этого, в условиях перегрузки учащихся главной целью предпрофильных курсов целесообразно считать систематизацию и обобщение знаний, полученных при изучении обязательного курса. Под обобщением имеющихся знаний мы понимаем процедуру выявления в их структуре и элементах общих свойств, отношений, тенденций развития. Обобщение знаний естественным образом предполагает и их систематизацию. Всякая система знаний включает в себя множество отдельных элементов (понятия, суждения, законы, идеи, теории и т.д.), а также отношения и связи междуними. Поэтому систематизировать и обобщать уже имеющиеся у школьников знания - это значит: выделить основные структурные элементы знания; установить связи и отношения между отдельными элементами знания, т.е. сформировать целостную картину изученного материала; определить системообразующие опорные знания, придать знаниям большую информационную емкость.
С учетом высказанных соображений нами была составлена программа предпрофильного курса «Идейно-гуманистические основы школьного курса математики» для учащихся 9 класса, в которую вошел материал, имеющий общематематическую и практическую значимость, обладающий значительным идейно-гуманистическим потенциалом. Правда, из-за ограниченности времени, отводимого на предпрофильный курс, не удалось включить некоторые вопросы, безусловно заслуживающие внимания. Материал, изучаемый на предпрофильном курсе, тесно связан с содержанием обязательного курса, естественным образом углубляет и расширяет его и по горизонтальном и по вертикальном направлениях.
1. Отстающие в учении школьника /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. – М., 1966; с.73.
2. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. – М.: Педагогика, 1977. – 207 с.
3. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. – М.: Наука, 1980. – 144 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Дуйсебаева П., Бекмолдаева Р., Усенова А., Маденова А., Карибай Г.Ж. Предпрофильный курс: Идейно-гуманистические основы школьного курса математики. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15