PDF-версия статьи |
Многовариантная организация образовательного процесса на занятиях предполагает: во-первых, различие содержания рабочих программ по математическим дисциплинам с учетом профиля подготовки будущего педагога; во-вторых, изучение студентами математики в контексте не только собственно математического образования, но и общекультурного, профессионального развития личности; в-третьих, обеспечение многоуровневого обучения в учебной группе в соответствии с индивидуальными особенностями студентов (сильная, средняя, слабая подгруппы).
Диверсифицированное математическое образование представляет собой математическое образование, модернизированное в процессе диверсификации.
Приоритетным направлением диверсификации современного математического образования будущего педагога в вузе является, на наш взгляд, интеграция содержания, методов и форм учебной математической и предметно-педагогической деятельности, целесообразная развитию у студента умений применять математические знания, методы познания и обработки информации в будущей профессиональной деятельности, оценивать перспективность собственной математической образованности в решении профессиональных задач, предусматривающая вариативность программ, индивидуализацию образовательных маршрутов.
Содержание математических дисциплин, преподаваемых для нематематических профилей направления «Педагогическое образование», включает разделы линейной алгебры, аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории алгоритмов, математической логики. Как правило, недостаточно внимания уделяется вопросам межпредметной и педагогической значимости математических теорий.
Диверсификация математического образования будущего педагога нематематического профиля подготовки в вузе предполагается за счет:
- дополнения теоретического блока вопросами предметно-педагогической значимости математики;
- привлечения к обучению компьютерных методов для визуализации теоретического материала, обеспечения наглядности при решении практических заданий, создания математических моделей разного рода процессов, представления результатов математической обработки данных;
- разнообразия практического блока заданиями, актуализирующими математические теории в учебной, повседневной и предметно-педагогической деятельности.
Цель диверсифицированного математического образования будущего педагога нематематического профиля подготовки в вузе видится нами в формировании его профессионально-прикладной математической компетентности как составной части общекультурной и профессиональной компетентностей, представляющей собой интегративное профессионально-личностное качество, характеризующееся наличием:
- профессионально-математической грамотности (математических знаний и умений, сопряженных с общекультурными и предметно-педагогическими знаниями и умениями; способности репродуцировать их в будущей профессиональной педагогической деятельности);
- опыта самостоятельной профессионально-математической деятельности (педагогической деятельности как профессиональной, сопряженной с математической деятельностью);
- готовности использовать их в будущей профессиональной педагогической деятельности.
Формирование профессионально-прикладной математической компетентности будущего педагога нематематического профиля подготовки в вузе ставит перед математическим образованием необходимость разрешения таких проблем, как:
1) разработка предметно-педагогической части содержания математического образования для каждого профиля подготовки, представляющей собой интеграцию математической теории в предметную область и педагогическую сферу деятельности будущего педагога;
2) поиск учебных профессионально-математических задач – задач в контексте предметной и педагогической деятельности, решаемых математическими методами.
ОПУБЛИКОВАНО
Аллагулова И.Н. Диверсифицированное математическое образование будущего педагога нематематического профиля подготовки в вузе. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9