PDF-версия статьи |
Говоря о Ж. Жабаеве, поэте, с нашей точки зрения, уникальном, также следует четко определить то место, которое он занял в истории казахской литературы, и которое возвело его в ранг классиков. А место его действительно особенное, и именно оно определило своеобразие поэтического мира Ж.Жабаева.
При изучении творчества любого писателя необходимо следовать одному из основопо-
лагающих научных принципов – принципу историзма. Если рассматривать творчество Ж.Жабаева, нарушая этот принцип, то оно покажется современному читателю безнадежно устаревшим. Ведь не секрет, что многие в недавнем прошлом изучаемые историей литературы поэты, писавшие о Красной Армии, о Ворошилове, об активистах, дне железнодорожника, большевистской правде, канули в небытие. А ведь именно об этом, о понятиях ушедших из современной жизни, и писал Ж.Жабаев последний, зрелый период своего творчества (1921-1945гг.). Да и сатирико-обличительные произведения его раннего творчества с точки зрения содержания заинтересуют немногих современников, интересующихся более онтологическими проблемами. В чем же, в таком случае секрет Ж.Жабаева?
Дело в том, что в истории казахской литературы в этот период пересекаются две традиции: с одной стороны, народнопоэтическая традиция, живущая по веками слагавшимся принципам, с другой стороны, еще не сформировавшаяся окончательно собственно литературная традиция. Кроме того, следует обра-тить, на наш взгляд, особое внимание, что это пересечение традиций происходит тогда, когда для многих литератур эпос становится уже далеким прошлым, к нему относятся как к застывшему канону, поскольку коллективное сознание в основном перестало уже продуцировать сколь-нибудь значительные произ-ведения. Самобытность Ж.Жабаева определяется тем, что его творчество и есть живая, пульсирующая эпика, живущая по канонам устно-поэтической традиции, но функционирующая в новой, уже чуждой этой традиции среде. Это сложное с точки зрения исторической поэтики переплетение традиций, нашедших отражение в произведениях Ж.Жабаева, усугубляется еще и тем, что позднему этапу развития национального поэта дает импульс принципиально новая многонациональная советская действительность, в которой акын черпает материал для своих произведений, строя их в большинстве своем по законам эпическим. Творчество Ж.Жабаева является веховым для истории казахской литературы не столько с точки зрения его содержательной стороны, на которую, к сожалению, по сложившейся уже традиции чаще всего и обращают внимание, сколько с точки зрения тех сложных внутренних процессов, которые на наш взгляд, во многом определили эстетические закономерности развития современной казахской литературы. Задача, стоящая перед исследователями творчества акына, может быть сформулиро-
вана словами основоположника исторической поэтики А.А.Веселовского: «…проследить, каким образом новое содержание жизни… проникает старые образы…в которые неизбежно отливается всякое предыдущее развитие… определить роль и границы традиции в процессе личного творчества»[1, 305].
Литература
1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
2. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Учебное пособие. М., 2001.
ОПУБЛИКОВАНО
Балкыбекова Ы., Омаров Н.К., Мамытбекова Б., Калдыбаева М. ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ Ж. ЖАБАЕВА В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ . // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 3