PDF-версия статьи |
При обучении информатике могут быть использованы знания, получаемые студентами при изучении других дисциплин. Изучение таких предметов является источником знаний, информации о свойствах и характеристиках объекта, о связях между ними. Эти знания используются для построения модели задачи, которая реализуется, например, средствами языка программирования, изучаемого на лекциях и лабораторных занятиях по информатике.
Такая практика подготовки будущих специалистов создает условия для реализации обширных межпредметных связей. Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяет вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
Межпредметные связи курса информатики в этом случае реализуются через использование разнообразных понятий, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений широкого круга учебных предметов.
Учитывая межпредметные связи, изучение курса информатики для будущих специалистов может стать более эффективным и оправданным, поскольку включенные в него темы и задания, связанные с другими предметными областями:
• ориентируют студентов на установление связей между элементами содержания различных учебных дисциплин, изучаемых в вузе (информатики, геометрии, алгебры и др.), требуют от студентов активной умственной деятельности, напряжения мышления, памяти и других психологических процессов;
• способствуют актуализации ранее полученных знаний, направляют мыслительные процессы на припоминание того, когда и на каких предметах изучались рассматриваемые понятия или процессы;
• способствуют качественному анализу имеющихся межпредметных знаний с целью отбора сведений и технологий, необходимых для решения поставленной задачи.
В педагогической литературе выделяются следующие функции межпредметных связей /1,2/:
• образовательная, способствующая формированию системности знаний на основе развития общенаучных идей и понятий;
• развивающая, способствующая развитию системности и диалектичности мышления, гибкости и самостоятельности ума, познавательной активности и интересов обучаемых, воспитывающая, способствующая развитию мировоззрения;
• организационная, способствующая координации всего учебного процесса, выработке единых требований.
В.И. Максимова отмечает: «...межпредметные связи составляют необходимые условия организации учебно-воспитательного процесса как целенаправленной системы. Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса» /2, С. 8/.
Литература:
1. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. // М.: Педагогика. – 1977. 64 c.
2. Максимова В.И. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение. – 1988. 192 c.
ОПУБЛИКОВАНО
Алдабергенов Н.А. Карибай Г.Ж., Абдраманова К.Ш., Айнакулова Т.С. Роль информатики в становлении межпредметной связи.. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 19