PDF-версия статьи |
Данная проблема осложняется еще и тем фактом, что в последние годы значительно увеличился объем информации по всему циклу учебных дисциплин, а время, отводимое на их изучение, не изменилось. Иначе говоря, увеличилась плотность потока учебной информации.
Методы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации. С некоторой долей допущения всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:
1. По воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;
2. По технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая.
Подготовка студентов в высших учебных заведениях представляет собой сложнейший процесс, который не может быть описан в рамках только одного вида информации.
Наиболее важная информация может быть представлена, например, не только графически, но и выделяться звуковым сопровождением или сопровождением, воздействующим на органы чувств человека.
Из психологии следует, что перед тем как начнет срабатывать условный рефлекс, вызываемый данным способом представления и содержанием информации, должны сказаться и многие другие психологические воздействия, которые как бы нанизываются одно на другое. В сознании обучаемого должны закрепиться многие «рациональные» и «примитивные» элементы памяти. При этом психологическая комфортность при изучении той или иной информации зависит не только от мышления, но и от общего чувственного восприятия.
По способу восприятия студентами всю информацию, можно разделить на три основные группы:
1. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация.
2. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст и графические изображения-картинки.
3. Информация, частично воспринимаемая сенсорной системой человека при работе с помощью специальных технических средств с видеороликами, телеобъектами и др. – сенсорная или тактильная информация.
Ю.А. Самарин в своих исследованиях отмечает что, усвоение учебного материала по определенным предметам, рассматривается как процесс формирования внутрипредметных ассоциаций, своеобразное накопление ассоциативного фонда [1]. А такой процесс должен управляться преподавателем на основе определенной закономерности, поэтому, вопросы, связанные со структурированием информации, являются важными вопросами, изучаемыми в вузовских курсах информатики.
Литература
1. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. // М.: Издательство АПН РСФСР, – 1962. 504 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Амандыков М.А., Алдабергенов Н.А., Карибай Г.Ж., Сейдуллаева Н.С. Влияние методов представления информации на подготовку студентов в ВУЗах. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 20