Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова,Шымкент, Казахстан


Основные направления государственной политики в области образования ориентируют работников образования на повышение качества подготовки специалистов, обладающих способностью и умением думать и действовать в профессиональной области независимо от чужой воли, обстоятельств, собственных страхов, самостоятельно осуществлять выбор и принимать ответственные решения, ставя цели и вырабатывая свои индивидуальные стратегии их достижения.

В связи с этим на первый план выдвигается обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов, управлять формированием их самостоятельной активности, а так же воспитывать в этом процессе волевые и профессиональные качества личности, обеспечивающие самостоятельную, активную, целеустремленную и результативную учебную и профессиональную деятельность студентов.

В казахстанской науке в настоящее время ведутся различные исследования по активизации познавательной деятельности студентов в процессе обучения. Разноаспектные работы казахстанских ученых, посвященные профессиональной подготовке учителя (Н.Д.Хмель, М.А.Кудайкулов, А.П.Сейтшев, К.А.Дуйсенбаев), проблемам деятельности и развития личности (К.К.Жанпеисова, Н.Д.Иванова, Г.К.Нургалиева).

Народная педагогика является совокупностью и взаимозависимостью представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приемов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве (А.А.Калыбекова).

Вместе с тем необходимо отметить, что ведущая роль в формировании нравственной, всесторонне развитой, самостоятельной личности студента и его профессиональной компетентности принадлежит общественным, общенаучным и специальным дисциплинам.

Поэтому в качестве примера повышения познавательной активности студентов средствами казахской народной педагогики, мы предлагаем занятие иностранного языка. Иностранный язык как учебный предмет вносит заметный вклад в культуру умственного труда. Развиваются такие специфические учебные умения, как умение пользоваться словарем, грамматическими справочниками.

Темой одного из занятий иностранного языка с использованием средств народной педагогики могут послужить национальные обычаи, традиции, игры казахского народа. (Sitten und Brauche in Kasachstan; Customs and traditions of Каzakhstan занятия является коммуникативное обучение, которое основано на использовании различных речемыслительных задач, решение которых вызывает познавательный интерес и адекватным образом формирует мышление, внимание, память и т.д. В качестве воспитательных целей данного занятия можно выделить: воспитание чувства национальной гордости, патриотизма, уважение к культуре и самобытности своего народа. Занятие может состоять из различных речемыслительных заданий. Например, составление ассоциограмм к таким ловам как Naurys, Kys-kuu и т.д. Так же студентам можно предложить задание, связанное с нахождением казахского эквивалента немецких и английских народных пословиц: East or west home is best-zu Hause ist es am besten.

Данное занятие должно протекать в форме педагогического общения, при этом необходимо помнить о том, что неумелое педагогическое общение затрудняет познавательную деятельность студентов, остаются не полностью раскрытыми творческие возможности личности.

Педагог должен оказывать положительное воздействие на познавательную деятельность учащихся, раскрыть их личностный потенциал.

Главное разобраться вместе с обучающимися в особенностях его познавательной деятельности.

В свою очередь идеи казахской народной педагогики являются действенным средством повышения познавательной активности студентов, прочному усвоению этнокультурных и нравственных ценностей. При этом студенты овладевают видами речевой деятельности на основе использования казахских народных традиций, обычаев, этноэтикета, а использование при этом различных речемыслительных задач обеспечивает высокую активность не только языковой, но и оценочной деятельности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:

Педагогика, 1979, С.359.

2. Калыбекова А.А. Теоретические и теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Алматы, Баур.2005. С.200.


ОПУБЛИКОВАНО

В.Ю.МОРОЗОВА, Ф.Б.АЛИМЖАНОВА, А.А.НУРЫМБЕТОВА, С.Н.ЕЛЧИЕВА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 22