Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Тема «Неопределенная форма инфинитива» в лингводидактическом аспекте

ЮКГУ имени М.Ауэзова


В предпринятом нами исследовании речь идет о путях совершенствования языковой подготовки учащихся и студентов в ходе усвоения морфологии вообще и изучения темы «Глагол» в частности. Выбор темы обусловлен тем фактом, что практическое овладение глагольными формами и их связями с другими словами во многом определяет уровень речевой культуры, а само изучение глагола предоставляет большие возможности для формирования и развития коммуникативных навыков. Работа над освоением студентами многоаспектной функции глагола чрезвычайно важна для понимания структуры и семантики предложения.

Особый интерес представляет начальная форма глагола, выполняющая в предложении функции как главного, так и второстепенного члена. В работе А.М.Пешковского «Русский синтаксис в научном освещении» инфинитив назван «загадочной пoсвоему значению категорией глагола» [1, с.128].

Морфологически не выраженное, но обнаруживающееся в синтаксических связях потенциальное значение лица и модальности, а также наличие оттенков временного значения делают инфинитив емким и концентрированным способом обозначения главных и второстепенных членов предложения. Инфинитив – категория с особым синтаксическим поведением, со специфическими функциями и конструктивными возможностями, обусловленными его семантикой. Мысль о трудностях и неясностях в синтаксической квалификации инфинитива прослеживается в целом ряде современных лингвистических работ, представляющих несомненный интерес и позволяющих выработать определенный взгляд на функциональные возможности инфинитива. Проблема, решение которой ставится в лингвистике, «отзывается» в методике: возникает необходимость определить объем, содержание и приемы усвоения сведений об инфинитиве в практике современного преподавания.

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в практической необходимости дальнейшего совершенствования процесса усвоения школьного курса русской грамматики.Отбирая материал по теме исследования, мы исходили из ряда обязательных лингводидактических положений: 1.Формирование речевой компетенции необходимо проводить на языковом материале, которым должны овладеть студенты. 2. Языковой минимум, помимо словарного и грамматического компонентов, включает целый ряд норм, определяемых стилистикой и культурой речи. 3. При введении лингвистических сведений необходимо соблюдать неукоснительное требование: теоретическая достоверностьи практическая востребованность.

Следует различать две формы существования инфинитива. В качестве словарного представителя всех остальных глагольных форм инфинитив выступает в чисто номинативной функция кaк «голое» наименование действия, и только в этом употреблении можно констатировать в инфинитиве «момент отвлечения действия от деятеля». В речевом употреблении инфинитива, в противовес словарному, над номинативной функцией господствует предикативная: скрытая, имплицитная предикативность инфинитива, заключающаяся в специфике его личного, модального и временного значений, эксплицируется в синтаксических связях [2].

Анализ учебников и учебных пособий показал, что в полном соответствии с программой, материал о синтаксической природе инфинитива вводится в теоретические сведения и в тексты тренировочных упражнений. Однако дается этот материал в детализированном виде и в таком объеме, который не позволяет глубоко и основательно усвоить возможности использования инфинитива в предложении. Отсюда вывод о необходимости учебно-методического обеспечения этой темы на зязыковых занятиях в вузе.

Литература

1. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении - М., 1956.

2.Золотова Г. А. О синтаксической природе русского инфинитива / Филологические науки, 1979. –№5.


ОПУБЛИКОВАНО

старшие преподаватели Уразбакова У.Т., Тогатай М.М., преподаватель Мейрбекова Р.Т. Тема «Неопределенная форма инфинитива» в лингводидактическом аспекте . // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 12