PDF-версия статьи |
Специфичность этого стиля заключается именно в открытости, в готовности удовлетворять как интеллектуальные, так и эстетические потребности широкого круга людей. Публицистический стиль используется теми, чья жизненная активность характеризуется как высокая – вот почему его называют языком чувств.А еще он для тех, кто обладает особенным видением жизненных обстоятельств, способностью не просто рассказывать об окружающей действительности, но и оценивать, предлагать способы для ее улучшения – и тогда понятно, почему он характеризуется и как язык идей[1].
Примечательно, что в специальной лингвистической литературе гораздо чаще исследуется специфика письменной публицистической речи. А между тем заслуживают пристального внимания жанры так называемой ораторской публицистики: доклады на социально-общественные темы, агитационные и политические выступления, выступления на собраниях, отчеты и информационные сообщения. Безусловно, оратор заранее обдумывает и даже записывает свою речь, но, озвучивая ее, он превращается в диктора, для которого чрезвычайно важно правильное, достаточно четкое и выразительное произношение. К звучащей речи предъявляются строгие требования, в первую очередь продиктованные орфоэпической нормой. Нарушения указанной нормы затрудняют понимание информации и отвлекают от содержания.
Специфику жанра определяет содержание. Не менее важным является учет аудитории, её социально-классовый, профессиональный и возрастной состав. Следует учитывать и обстановку, при которой организуется публичное выступление. В.Г.Белинский говорил: «Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивою грацией изложения; третий – преимущество иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения». [2]
Из всего сказанного вытекает чрезвычайно важный вывод: социально-общественная значимость публицистического стиля, его устной и письменной разновидностей свидетельствует об экстраполяции проблемы его освоения в дидактическую плоскость. В настоящее время в практике вузовского обучения ядром лингвистической подготовки является освоение научного стиля речи, благодаря которому формируется профессиональная компетентность. Мы же своей работой стремимся доказать профессиональную востребованность ее научно-популярной и научно-публицистической разновидностей.
Литература
1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: УРАО, 2000.
2. Анисимова Т.В.Современная деловая риторика: Учебное пособие –
http://modernlib.ru/books/anisimova_tv/sovremennaya_delovaya_ritorika_uchebnoe_posobie/read
ОПУБЛИКОВАНО
Абиев Б.М. Специфика устной формы публицистического стиля речи. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 15