Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Специфика устной формы публицистического стиля речи

Туркестан,МКТУ имени А.Ясави


Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он вбирает в себя информацию, уже отраженную в научном или официально-деловом стиле. Использование сведений из научных областей ориентирует публицистику на интеллектуальное отражение действительности, а тексты, созданные в рамках законодательных документов, предполагают общественно-политическое, гражданское звучание. Во многих жанрах публицистики наблюдается высокий уровень эмоциональности, что приближает ее к художественному стилю: неслучайно эссе и различного рода очерки характеризуются как синкретичные тексты. Достаточно вспомнить, что очерки Л.Н.Толстого вошли в «Севастопольские рассказы», сборник путевых заметок А.М.Горького «Город желтого дьявола» изучается на уроках литературы, а произведение О.Сулейменова «АЗиЯ», на форзаце которого написано «Заметки, очерки, эссе», подвергаясь различным видам анализа, исследуется именно как художественное. Элементы разговорной речи, также характерные для этого стиля, предопределяют его общедоступность и массовый характер использования: напомним, что в переводе с латинского «publicus» означает «общественный, гласный, открытый».

Специфичность этого стиля заключается именно в открытости, в готовности удовлетворять как интеллектуальные, так и эстетические потребности широкого круга людей. Публицистический стиль используется теми, чья жизненная активность характеризуется как высокая – вот почему его называют языком чувств.А еще он для тех, кто обладает особенным видением жизненных обстоятельств, способностью не просто рассказывать об окружающей действительности, но и оценивать, предлагать способы для ее улучшения – и тогда понятно, почему он характеризуется и как язык идей[1].

Примечательно, что в специальной лингвистической литературе гораздо чаще исследуется специфика письменной публицистической речи. А между тем заслуживают пристального внимания жанры так называемой ораторской публицистики: доклады на социально-общественные темы, агитационные и политические выступления, выступления на собраниях, отчеты и информационные сообщения. Безусловно, оратор заранее обдумывает и даже записывает свою речь, но, озвучивая ее, он превращается в диктора, для которого чрезвычайно важно правильное, достаточно четкое и выразительное произношение. К звучащей речи предъявляются строгие требования, в первую очередь продиктованные орфоэпической нормой. Нарушения указанной нормы затрудняют понимание информации и отвлекают от содержания.

Специфику жанра определяет содержание. Не менее важным является учет аудитории, её социально-классовый, профессиональный и возрастной состав. Следует учитывать и обстановку, при которой организуется публичное выступление. В.Г.Белинский говорил: «Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивою грацией изложения; третий – преимущество иронией, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения». [2]

Из всего сказанного вытекает чрезвычайно важный вывод: социально-общественная значимость публицистического стиля, его устной и письменной разновидностей свидетельствует об экстраполяции проблемы его освоения в дидактическую плоскость. В настоящее время в практике вузовского обучения ядром лингвистической подготовки является освоение научного стиля речи, благодаря которому формируется профессиональная компетентность. Мы же своей работой стремимся доказать профессиональную востребованность ее научно-популярной и научно-публицистической разновидностей.

Литература

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. – М.: УРАО, 2000.

2. Анисимова Т.В.Современная деловая риторика: Учебное пособие –

http://modernlib.ru/books/anisimova_tv/sovremennaya_delovaya_ritorika_uchebnoe_posobie/read


ОПУБЛИКОВАНО

Абиев Б.М. Специфика устной формы публицистического стиля речи. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 15