Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Профессия менеджера в языковом сознании

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова


Профессия менеджера в языковом сознании

Л.К. Яковенко, Г.Ж. Бекпатша, М.А. Ниязалиева

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан

ya_levr@mail.ru

Е.В. Харченко считает, что «профессиональное общение – это управляемое общение, и управляться оно должно именно профессионалом» [1]. В группу профессий, чрезвычайно востребованных в наши дни, входит менеджер. Термины «менеджмент», «менеджер» сегодня прочно вошли в наш словарный обиход, частично заменив прежние термины «управление», «управленческая деятельность», «руководитель» и др. [2]. Чтобы определить, как отражается в языковом сознании казахстанцев профессия «менеджер», нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие люди разного возраста (от 15 до 70 лет), пола, рода деятельности, национальности (казахи, русские, узбеки, китаец, турок).

На вопрос «Знаете ли Вы о существовании профессии менеджера?» утвердительно ответили 94% опрошенных. На вопрос «Знаете ли Вы, что представляет собой профессия менеджер?» положительные ответы получены от 74% участников анкетирования. Цифровые данные говорят о том, что если о существовании профессии менеджера знают практически все, то о сути этой профессии известно далеко не каждому. В то же время значительная часть опрошенных все-таки владеет информацией о профессии не только на уровне названия. Ответы на вопрос «Какие функции выполняет менеджер?» были наиболее разнообразными, причем порой полярными («не знаю» – «разные функции»). Тем не менее, 52% опрошенных показали неплохое знание функций менеджера: 24% участников анкетирования дали ответы, в которых подчеркивается важность функции управления, 6% опрошенных прямо или косвенно указывают на коммуникативную функцию менеджера: «Должен объяснять, отвечать на вопросы клиентов, заинтересовывать покупателя, быть вежливым с покупателями»; «Банк заходишь, менеджеры вопрос задаешь, они тебе ответить»; «Работает с людьми». Менеджер характеризуется через связь с другими объектами и людьми: «важные, ведущие роли в производстве»; «работает с людьми»; «менеджер представляет интересы фирмы, человека и т.д.»; «менеджер: специалист компании». Разнообразие функций менеджера подчеркнуто в ответах: «руководитель, организатор, наблюдатель»; «организующие, просветительские, исследовательские». На организаторскую функцию менеджера указывают ответы: «руководитель, организатор, наблюдатель», «организующие, просветительские, исследовательские» и пр. Среди других качеств менеджера информантами подчеркивается вежливость, необходимая в работе с людьми («менеджер должен объяснить, заинтересовать покупателя и быть вежливым с покупателями»).

Единичный ответ «профессия менеджер существует во всех профессиях» представляется не случайной оговоркой, а ценным замечанием: с одной стороны, профессия менеджера справедливо оценивается как многоплановая, связанная с выполнением разнообразных функций; с другой, – подчеркивается, что функции менеджера в той или иной степени реализуют представители и других профессий. На вопрос «Какую роль в работе менеджера играет использование языка?» ответ «не знаю» дало 40% опрошенных; остальные же 60% считают, что язык в работе менеджера играет «важную», «ответственную» и даже «главную роль». 20% опрошенных отмечают важность для менеджера знания языков, о чем свидетельствуют ответы типа «думаю, что менеджеры должны знать минимум 3 языка», «русский, казахский, английский», «3 языка», «русский, казах, English» и т.п. Информанты объясняют, почему язык играет большую роль для менеджера, следующим образом: «большую роль, особенно чтобы достичь своей цели»; «язык играет большую роль в работе менеджера, с помощью языка он может свободно общаться с покупателями»; «язык играет большую роль в этой работе, для грамотного общения с покупателями» и пр.

Итак, анкетирование показало, что профессия менеджера занимает значительное место в языковом сознании наших современников: о существовании этой профессии известно почти всем; опрошенные представляют эту профессию как разноплановую, связанную с выполнением прежде всего функций управленческих и организаторских; отмечают важную роль языка (и даже языков) в профессиональном общении менеджера (общительность, умение слушать и понимать), а также связь профессии менеджера (точнее, ее функций) с другими профессиями.

Литература

1. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. – Челябинск, 2003. – С. 49.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гарда


ОПУБЛИКОВАНО

Л.К. Яковенко, Г.Ж. Бекпатша, М.А. Ниязалиева Профессия менеджера в языковом сознании. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 13