PDF-версия статьи |
Нами разработаны тесты и критерии для оценки уровня развития ведущих функций игроков с учетом специфики игры в футбол.
Тесты и критерии. Программа полевых тестов предусматривает проведение испытаний в спринте, челночном беге, скоростной выносливости и в беге с прогрессивно возрастающей скоростью.
Спринт. Проведение испытаний в спринтерском тесте предусматривает преодоление игроком до 11 лет - 15 м дистанции, до 15 лет - 30 м дистанции и старше 15 лет - 50 м дистанции в полную силу. В тесте в режиме реального времени регистрируются кривые скорости бега, которые затем обрабатываются с помощью компьютерных технологий. При этом рассчитываются максимальные значения, время их достижения и время удержания максимальных значений.
Время тестирования одного игрока 3 мин.
Челночный бег. В этом тесте спортсмену предлагается преодолеть с максимальной скоростью челночным бегом: до 11 лет – 30,52 м; до 15 лет – 36,68 м и старше 15 лет - 45,78 м.
Результаты теста. Время преодоления дистанции фиксируется с помощью электронного хронометрирования, с точностью до 0,01 с.
Время тестирования одного игрока 30 с.
Скоростная выносливость. В этом тесте спортсмены выполняют повторный бег с максимальной скоростью: до 11 лет - 7х20,50 м; до 15 лет - 7х27,32 м и старше 15 лет - 7х34,52 м. Отдых между отрезками равен 30 с. За это время игроку необходимо медленным бегом вернуться на линию старта.
Время преодоления дистанции регистрируется с помощью электронного хронометрирования, с точностью до 0,01 с.
Время тестирования одного игрока 2-4 мин.
Тест общей работоспособности. Игрокам необходимо выполнять челночный бег между двумя линиями, расположенными на расстоянии: 10м – до 11 лет; 15м – до 15 лет и 20м – старше 15 лет с периодически нарастающей скоростью бега, с 5 секундным отдыхом после каждого “челнока”. Темп бега задается звуковой сиреной. При первом нарушение игроку делается замечание, а при втором тест прекращается. Подсчитывается количество отрезков и расстояние.
Результаты теста. Пройденное расстояние фиксируется в метрах. Между результатом и расстоянием, преодолеваемым игроком во время матча имеется прямая зависимость. Пример, один игрок преодолел 1680м, другой - 1810м. Первый игрок за время матча преодолеет 10,35км, а второй - 11,47км. Следовательно, работоспособность у второго игрока выше.
Время тестирования 5-10 игроков от 10 до 16 минут.
Заключение. Данные процедуры рекомендуется проводить перед и после различных этапов тренировки, т.к. основной целью тестирования является контроль за эффективностью тренировочной программы. Одно тестирование в сезон, а в лучшем случае два – не имеет практической ценности ни для спортсмена, ни для тренера.
На основе полученной информации разрабатываются новые программы тренировки. Подбираются специальные упражнения для совершенствования скоростно-силовых возможностей спортсменов и практические рекомендации для внесения корректировки в стратегию и тактику спортивной тренировки футболистов с учетом их индивидуальных особенностей.
К сожалению, уровень отношения наших игроков к этому не соответствует профессиональному. Зачастую наши игроки к этому относятся снисходительно, и как показывает практика, совершенно напрасно, т.к. мы проигрываем зарубежным игрокам в физической подготовке. Чтобы ликвидировать этот пробел наши игроки должны кардинальным образом изменить к этому свое отношение.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.Г. Самборский, А.А. Самборский. Современные инструментальные и компьютерные технологии оценки скоростно- силовых способностей спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 11. – С. 11-12.
2. Bangsbo J., Lindquist F. Comparison of various exercise tests with endurance performance during soccer in professional players // Sports Med. – 1992. -№ 13. – P. 125-132.
3. Kollath E., Quade K. Experimental measurement of the professional and amateur soccer players sprinting speed. In Reilly T., Clarys J., Stibbe A. (eds) Science and Football II. E.,F.N. Spon, London.- 1993. – P. 31-36.
ОПУБЛИКОВАНО
Самборский А.Г. к.п.н., доцент, Лукъянов Н.А. ст. преподаватель ТЕСТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 26