PDF-версия статьи |
В д/с № 21 г. Биробиджана в группу коррекции нарушения зрения дети поступают по направлению врача-офтальмолога. В ней созданы специальные условия для проведения воспитательно-образовательного процесса и коррекции зрения во всех режимных моментах (подобрана мебель в групповой комнате; создан коррекционный уголок с играми для развития зрения; ведется системный осмотр детей врачом и тд.).
В процессе коррекционной работы педагоги главную роль отводят игре. Неоценимую помощь оказывает специально организованная игровая деятельность в познании окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы. С помощью руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить его форму, сравнить с другими, выделить пространственные свойства. По звукам слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды, что помогает в процессе ориентировки в пространстве, умению дифференцировать различные звуки, учит приёмам получения информации об окружающем мире. Вкусовые представления формируются на основе вкусового восприятия, контраста и последовательного образа. Пользуясь обонянием, дети воспринимают самые разнообразные запахи как сигналы об объектах и событиях происходящих вокруг него. Для этого используются такие игры, как «Арома», «О чём рассказала музыка?», «Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «Шуршунчики», «Найди звучащий предмет», «Составим сказку с помощью тактильных дощечек» и др.
Значительные изменения в восприятии предметов и пространства наблюдается у детей с появлением специальных слов, обозначающих форму, расположение предметов. Например, в игре «Волшебный круг» дети учатся задавать товарищам вопросы и отвечать о расположении объектов, используя в речи такие слова, как справа, слева, спереди, сзади. У детей с нарушением зрения наблюдается фрагментность восприятия предметов, явлений, ошибки в точности и полноте, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями. У слабовидящих детей наблюдаются изменение границ поля зрения. При восприятии изображений их глаза совершают последовательный обход вдоль контура. При этом соскальзывают с контура, частично изменяя направление движения, возвращаясь, у них увеличивается длительность фиксации взора. Поэтому необходимо проводить по линии предметов, помогая «увидеть», используя яркие, на контрастном фоне, с чёткими границами изображения, чтобы дети могли получить полную информацию об объектах. Помогают детям предварительные рассказы о том, что будем рассматривать или наблюдать, при этом выделяю основные признаки предметов. Сочетание словесного объяснения с сопровождением показа изображения благотворно влияет не только на зрительные функции, но и развивает также мышление, наблюдательность, память, умение обследовать объекты. Предметы и картинки используются в работе с нарушением зрения яркие, красочные, крупного размера.
Развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников является одной из первостепенных задач коррекционно-педагогической работы. С этой целью проводятся игры, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, умений с помощью зрения сравнивать предметы и изображения, определять их пространственные признаки, оценивать пространственные отношения между ними. Для этого используются такие игры: «Назови, что запомнил», «Что изменилось?», «Подбери предметы к модели» «Составь из разрезных картинок», «Найди по плану», «Узнай по описанию», «Найди отгадку», «На что похоже», «Путешествие», «Подбери часть к целому», «Сколько предметов на картинке?» и др. Такие знакомые игры помогают коррекции зрения дошкольников, развитию умения ориентироваться в окружающем мире, познанию предметов и явлений.
ОПУБЛИКОВАНО
Кузьмина О.Б. Игра как помощник укрепления и развития органа зрения у детей. // Современные проблемы науки и образования - 2008.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 14