Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Сущность и содержание правовой культуры личности

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан


Раскрывая сущность и цели правового воспитания через призму проблем философии воспитания, многие авторы едины в том, что ориентация в сходстве и различии педагогических концепций необходимо требуется для философского обоснования исходных идей исследования. Иначе говоря, «прерогатива философии воспитания, призванной, прежде всего, обосновать основную цель воспитания, - это показать соответствие цели сущности человека как родового существа, его стремлению и способности к постоянному самовыражению, его потребности в определенном типе межличностных отношений, суть которых – подлинная человечность».

Как правильно замечает Л.А.Басеркеев, «нельзя не согласиться с мнением, что без опоры на философию невозможно поступательное развитие педагогической теории, что нельзя воспитывать детей, не имея определенной моральной и мировоззренческой позиции, ясного представления о том, какую личность следует формировать, какими принципами она будет руководствоваться в жизни». По справедливому утверждению автора, «философия воспитания позволит выбрать точку зрения понятия свободы, права личности, ответственности, справедливости, обосновать понятия правового поведения нравственной жизни».

Новый парадигмальный подход к правовому воспитанию исходит из современных реалий, когда разрушился тоталитарный режим, административно-командная система, осуществляются подлинно демократические преобразования, создание правового государства, в котором соблюдение прав и свобод человека рассматривается как высшая ценность государства и общества.

Право – это система общеобязательных социальных норм. Право обеспечивает нам юридическую регламентацию общества и отношений внутри него. Внутри своей системы право различается по отраслям: уголовное право, конституционное право, гражданское право, семейное право и т.д. Также выделяют международное право и национальное право. Каждая отрасль права имеет свой предмет регулирования и обладает своими специфическими чертами.

Каждый человек обладает достоинством. Принципы прав человека были выработаны в качестве средства обеспечения надлежащего и равноправного соблюдения достоинства каждого лица, т.е. обеспечения возможностей для личности всесторонне развиваться и проявлять такие человеческие качества, как разум, талант и сознание, а также удовлетворять свои духовные и иные потребности.

Достоинство дает человеку чувство собственной значимости и ценности. Существование прав человека свидетельствует о том, что люди понимают ценность человеческой личности. Человеческое достоинство не является индивидуалистическим, исключительным и изолированным понятием. Оно является частью нашего общего человеческого облика.

Современной юридической науке определяет, что правовая культура складывается из существующих в данном обществе отношений к праву, правовым учреждениям и институтам и лицам юридических профессий; оценок их функционирования и деятельности; правовых ценностей; норм и образцов правового поведения.

Юристы включают в структуру правовой культуры:

а)уровень правосознания (знание и понимание правовых явлений, чувство законности и ответственности, идеи и идеалы юридической свободы и т.п.);

б)качество юридического поведения граждан, их коллективов и организаций.

Среди психолого-педагогических условий, которые содействуют организации воспитания правовой культуры подростков в процессе внеклассной деятельности, нами выделены, прежде всего, те, которые обеспечивают заинтересованность подростка в самостоятельном выборе целенаправленной деятельности, способствующей сохранению своего психического и интеллектуального правосознания. Это можно осуществить, учитывая национальные, политические особенности региона. У казахского народа есть своя уникальная система воспитания правовой культуры подрастающего поколения, формировавшаяся на протяжении многих тысячелетий, передаваемая из поколения в поколение через устное народное творчество, через национальные традиции, обычаи, обряды, через национальную культуру. Кроме того, воспитатель должен учитывать специфику политически - правовых явлений, происходящих в казахстанском обществе на современном этапе, дающее комплексное представление о социальном благополучии подростков, которое выступает как фактор, оказывающий влияние на ведение правовой культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Айткулова Н.Л. Современные изыскания в области общественных наук и в частности в правоведении. Алматы - 2008. - С.189.

2. Шалгинбаев Т., Профилактика правонарушений среди подростков с девиантным поведением /


ОПУБЛИКОВАНО

Шаймерденова Г.С., Умирбекова А.Д., Джусупбекова Г.Т., Белесова Д.Т., Коштаева Г.Т. Сущность и содержание правовой культуры личности. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 6