Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТИПОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ (НАЧАЛО XVIII — КОНЕЦ XX ВВ.)

Оренбургский государственный педагогический университет


В исследовании представлены основные критерии периодизации развития общеобразовательных учреждений инновационного типа в России в начале XVIII — конце XX века, позволившие реконструировать изучаемый социально-педагогический феномен в историко-педагогической действительности.

Начальный этап (начало XVIII — первая половина XIX века) связан с масштабными изменениями в системе образования в России, которые произошли в начале XVIII века, когда была предпринята попытка разработки и обоснования принципиально новой теоретико-методологической концепции российского образования, приведшей к смене ее стратегических направлений.

На втором этапе — конструктивно-преобразовательном (вторая половина XIX — начало XX века) рельефно осуществилось смещение векторов образовательной политики, произошли изменения мировоззренческих ориентиров (доминанта культурно-антропологической парадигмы), привлекших внимание общественности к проблемам образования, способствующих «педагогизации» общественного сознания, стимулирующих массовое педагогическое творчество и превращающих образование в социальную и государственную ценность.

На третьем этапе — системно-идеологическом (1917 — 1991 гг.) выделено пять периодов.

Первый период (ноябрь 1917 — конец 20-х годов XX века), характеризуется отказом от царской модели школы (в первую очередь гимназии) и ориентацией на американскую модель, для которой свойственно отсутствие централизованного управления, гибкость учебных планов, развитая система общественно-государственного управления образовательным учреждением, достаточно развитая система внеаудиторной деятельности обучающихся.

На втором периоде (конец 20-х — начало 50- х годов XX века) принимается решение о необходимости перехода в течение трех лет к десятилетнему обучению с дальнейшим переходом на одиннадцатилетнюю. Представим основные изменения: возврат к организации школьной жизни по дореволюционному образцу (классическая гимназия), введение учебных планов, регламентация внутреннего распорядка школьной жизни, увеличение учебной нагрузки, возвращение классно-урочной системы с руководящей ролью педагога, отметочная система (упразднена была в 1918 году), введение единого обязательного учебника по каждому предмету, возвращение принципа единоначалия в управление школой, возврат регламента поощрения и наказаний учащихся (март 1944 года). С 1934 года структура школы включала в себя: начальную школу (4 класса), неполную среднюю школу (3 класса), среднюю школу (2 класса).

Начало третьего периода (1952 — 1984 гг.) связано с решением XIX съезда ВКП (б), возвращавшим идею введения обязательной общеобразовательной школы. В апреле 1958 года на XIII съезде ВЛКСМ Н.С. Хрущев заявил о планах образовательной реформы. 16 ноября этого же года от имени ЦК КПСС и Совета Министров СССР в СМИ появляются в тезисном изложении 47 положений новой реформы, а уже 24 декабря принимается закон о проведении школьной реформы. Выделены ключевые основы общеобразовательной политехнической трудовой средней школы с производственной деятельностью: увеличение срока обязательного обучения с семи до восьми лет, расширение сети школ рабочей молодежи, возврат с 1966/1967 учебного года десятилетней школы, политехнизация содержания образования (укрепление связи с жизнью), возвращение уроков труда (март 1966 года), введение факультативных занятий (с 7 класса), разрешение школ и классов с углубленным теоретическим и практическим изучением предметов, переход с начала 1970-х годов к трехлетней начальной школе.

Четвертый период (1984 — 1988 гг.) связан с новым прочтением идеи политехнизации. Выделены ключевые направления изменений в общеобразовательном учреждении: новая структура (обучение с шести лет и переход к одиннадцатилетнему обучению, возможность специализации с восьмого класса по физике, математике, химии, биологии, гуманитарным и социальным предметам, введение дополнительных учебных часов для уроков труда, введение обязательной трудовой практики (с пятого класса), снижение наполняемости классов (до 30).

Пятый период (1988 — 1991 гг.) связан с рассмотрением в феврале 1988 года на Пленуме ЦК вопросов политики КПСС в отношении перестройки системы образования.


ОПУБЛИКОВАНО

Дякина Е.В. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТИПОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ (НАЧАЛО XVIII — КОНЕЦ XX ВВ.). // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 9