PDF-версия статьи |
Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.
Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.
Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.
Именно эти три критерия можно поставить во главу угла при планировании аудиторской проверки эффективности деятельности казенного, бюджетного или автономного учреждения в Российской Федерации.
Таким образом, ключевой целью аудита эффективности деятельности государственного или муниципального учреждения можно считать формирование мнения проверяющей стороны в отношении:
– достижения учреждением показателей, определенных в рамках государственного задания;
– законности и целесообразности использования бюджетных средств, выделяемых для функционирования экономического субъекта.
Для достижения указанной цели разумным является обозначить ключевые этапы, которые следует охватить проверкой, а также расшифровывающие их аудиторские процедуры.
К числу таких этапов и процедур можно отнести следующие:
1 этап. Проверка обоснованности сметы доходов и расходов (для казенных учреждений) или плана финансово-хозяйственной деятельности (для автономных и бюджетных учреждений) и их исполнения:
– проверка обоснованности расходной части сметы или плана в части наличия потребности в товарах, работах, услугах;
– проверка уровня цен на товары, работы, услуги, потребность в которых обозначена в расходной части сметы или плана;
– проверка соблюдения сроков исполнения обязательств;
– проверка просроченных (не исполненных вовремя обязательств), наличия претензионной и арбитражной работы в этой связи.
2 этап. Проверка законности использования полученных бюджетных средств:
– сверка отраженных в бухгалтерском учете учреждения лимитов бюджетных обязательств их значениям, доведенным распорядителем средств соответствующего бюджета и сформированным на лицевых счетах в территориальном органе Федерального Казначейства;
– проверка соответствия принятых бюджетных обязательств заключенным договорам, контрактам и иным правоустанавливающим документам;
– проверка подтверждения принятых денежных обязательств первичными документами;
– проверка правильности применения унифицированных форм и порядка заполнения первичных учетных документов, подтверждающих исполнение денежных обязательств, в том числе проверка арифметических расчетов;
– проверка целевого расходования бюджетных средств, в том числе по кодам операций сектора государственного управления;
– проверка правильности отражения хозяйственных операций по принятию и исполнению денежных обязательств в бухгалтерском учете учреждения.
3 этап. Проверка целесообразности использования полученных бюджетных средств:
– проверка разработки и установления критериев для показателей качественной и количественной оценки эффективности деятельности учреждения;
– проверка правильности определения фактически достигнутых значений по разработанным показателям;
– проверка соотношения фактических и нормативных значений по разработанным показателям.
ОПУБЛИКОВАНО
Воробьева О. А. К вопросу о планировании аудиторской проверки эффективности деятельности государственного (муниципального) учреждения. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 6