PDF-версия статьи |
Спецификой дистанционного образования является его способность удовлетворить потребности обучаемого, благодаря мобильной, виртуальной форме обучения, с одной стороны, а с другой – потребности общества в системе непрерывного образования в связи с необходимостью постоянной динамики знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет получать образование жителям отдаленных регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования.
С целью определения эффективности форм и методов дистанционного обучения, был проведен социологический опрос студентов и выпускников (95чел.) Института дистанционного образования ТюмГУ, ТюмГНГУ; выпускников Института развития дополнительного профессионального образования (Москва), Института управления и экономики (Санкт-Петербург), Новосибирского государственного университета, Интернет-университета информационных технологий «ИНТУИТ (42 чел.). В качестве экспертов выступили преподаватели тюменских вузов (39 чел.) и работодатели предприятий и учреждений региона (33 чел.).
На вопрос «Какова цель получения профессионального образования в форме дистанционного обучения?» ответы распределились следующим образом: студенты в основном указали на личную заинтересованность в получении высшего образования (59%) и производственную необходимость (47%), в то время как 83% выпускников подчеркнули производственную необходимость как важнейший фактор приобретения дистанционного образования, а 57% – личную заинтересованность в высшем образовании. Показательно, что высшее образование для работающих специалистов уже стало явной необходимостью, а для студентов оно весьма гипотетично.
На вопрос о целевой аудитории получения профессионального образования в дистанционном режиме? студенты (61%) и выпускники (91%) отметили просто желающих получить высшее образование. На второе место студенты (18%) и выпускники (89%) поставили работающих граждан. Преподаватели в качестве приоритетной – определили работающих граждан РФ (58%), на втором месте – инвалиды и лица с ограниченной способностью к передвижению (42%). ДО отличается от очной формы обучения тем, что повышает познавательную активность обучающегося за счет специально организованной подачи материала, обеспечивающей возможности для успешной самостоятельной образовательной деятельности обучающегося [1].
При определении основных проблем в области ДО ответы оказались следующими: не решен вопрос о признании документов об образовании, полученном дистанционно; сомнения работодателей в квалификации специалистов, получивших образование дистанционно; часто услуги дистанционного образования предлагают недобросовестные организации.
По мнению преподавателей для совершенствования системы ДО следует усилить практические составляющие в дистанционном образовании (67%), сочетать ДО с очной формой обучения (39%), а также признание документа об образовании работодателями (36%). 88% работодателей считают, что следует усилить контроль за качеством ДО, 82% – высказались за сочетание ДО с очной формой обучения.
Таким образом, современные информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе ДО. С одной стороны, позволяют охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления.
Литература:
1. Горева О.М., Барбаков О.М. Дистанционная форма вузовского образования: реалии и перспектива. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – 159 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Горева О.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ: МОДЕЛИ, ТЕХНОЛОГИИ, ПРОБЛЕМЫ. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Социологические науки"). - C. 5