PDF-версия статьи |
В последнее десятилетие в геронтологии обозначились новые проблемы: качества жизни пожилого человека; использования им своего времени; положения в семье и обществе; адаптации к статусу и образу жизни пенсионера; взаимоотношений поколений; самопомощи и взаимопомощи в системе социальной поддержки. Несмотря па разнообразные цели и задачи, которые ставят перед собой исследователи, общим для большинства остается рассмотрение пожилых людей в качестве объекта деятельности тех или иных служб и организаций.
Реформирование системы социальной помощи в РФ сопровождается разрушением государственного патернализма, при котором каждому пенсионеру гарантировался равный минимум удовлетворения его потребностей. Кардинально меняются социально-экономические условия жизнедеятельности пожилых, что обостряет вопросы социальной адаптации, делает неотложным выбор новой стратегии поведения, готовности нести личную ответственность за собственное жизнеобеспечение.
Опыт экономически развитых стран со сложившимися рыночными отношениями свидетельствует: роль государства, и системы государственного регулирования параметров жизнеобеспечения пожилых людей даже в процветающих странах ограничивается 5-10 % бюджета. За пределами этого порога его возможности при любой формации становятся нереалистичными. Уповать только на него как основной субъект социальной работы – значит абстрагироваться от его возможностей. Не каждый индивид, оказавшись в трудной ситуации, готов обратиться за содействием в социальную службу.
С одной стороны, в нашей культуре по-прежнему высока ценность уважения к старшим и забота о них. С другой стороны, очевидно, что многие пожилые люди пострадали во время экономического и социального кризиса. Еще больше тех, кто не может адаптироваться к изменившемуся миру.
Старение населения находится на критической отметке. Оно стало социальным, экономическим и культурным явлением. Многообразие и сложность проблем социального характера требуют проведения мероприятий не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации их личностного потенциала. В указанном контексте первоочередной целью становится развитие внутренней инфраструктуры нестационарных и стационарных учреждений социальной работы. Центр социального обслуживания должен обеспечивать функцию поддержки досуговой и иной посильной деятельности пожилых, а также способствовать проведению образовательно-просветительских мероприятий в их среде.
Принципиально важными критериями для взятия на учет в органы социальной защиты должны служить категории престарелых граждан, которые имеют наибольший риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния, – так называемые группы риска. К ним относятся: лица в возрасте 80-90 лет и старше; престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы; изолированно живущие престарелые; одинокие люди; бездетные престарелые; престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками; престарелые, живущие на минимальное государственное или социальное пособие.
В современных условиях возрастает роль социального обслуживания и жизнеобеспечения пожилых людей, семьи и личности. Начав становление как целостной системы с конца 80-х – начала 90-х годов XX столетия, динамично развиваясь, весь прошедший период, оно сформировалось в качестве самостоятельного сектора социальной сферы, имеющего правовую, организационную, кадровую, финансовую и научную базу. Десятки тысяч социальных учреждений оказывают услуги миллионам российских граждан, выполняя жизненно важные функции: поддержку общественной стабильности, нравственного здоровья общества, укрепления гуманистических основ государства, приоритета личности в социальной политике, развития социума.
Литература:
1. Осипова, Л. Б. Семья в современном российском обществе: проблемы и тенденции развития: монография / Л.Б. Осипова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013 – 110 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Савастьина А.А. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Социологические науки"). - C. 6