PDF-версия статьи |
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С. Пряжникова. Ученый существенно обогатил теорию и практику данного направления психологической науки. Он подчеркнул неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других сферах жизни. «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [3, с.17].
В фундаментальных трудах Л.И.Божович, В.С.Мерлина, К.К.Платонова убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Теоретический анализ позволил выделить компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, призвания), целостные ориентации (предприимчивость, деловитость, профессионализм, профессиональную честность, социальную ответственность, корпоративность и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), профессиональное самоопределение. На разных стадиях становления эти компоненты имеют различное психологическое содержание, обусловленное характером ведущей деятельности и уровнем профессионального развития личности [1, с.36].
Хотя профессиональное становление личности прослеживается на всех жизненных этапах, начиная с самого рождения, проходя сложный путь развития, но самым важным является подростковый период. Для старших подростков, и для девушек, и для юношей, актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. При подготовке человека к выбору сферы трудовой деятельности и путей профессионального становления важную роль играет профессиональная направленность, которая обуславливает мотивированную и целенаправленную деятельность подростка. Профессиональная направленность – сложная черта личности, отличающаяся не только положительным отношением к определенным профессиям, но активным желанием трудиться в той или иной профессии. Направленность может иметь различные уровни сознательности. Это зависит от уровня профессионального самосознания, от подготовки школьника к выбору будущей работы. Выбор профильного обучения тесно связан с психологическими особенностями профессионального становления личности школьника.
Литература:
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий – Екатеринбург, 1997. – 305 с.
2. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. – М., 1983. – 179 с.
3. Практикум по психологическим играм с подростками / Под. общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002. – 304 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Горева О.М., Савастьина А.А. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 10