PDF-версия статьи |
В качестве примеров вопросов, которые разумно привести в подобном тесте, могут быть представленные ниже.
Блок 1. Контрольная среда
– разработана ли и утверждена система основных принципов управления предприятием?
– разработана ли и утверждена система отбора, найма сотрудников?
– разработан ли внутрифирменный кодекс профессиональной этики?
Блок 2. Оценка рисков
– отслеживаются ли изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве?
– существует ли практика наставничества со стороны специалистов организации для вновь принятых сотрудников?
– проводится ли обучение сотрудников работе с новыми программными продуктами, в том числе в сфере автоматизации учета?
Блок 3. Процедуры внутреннего контроля
– разработаны ли мероприятия, направленные на пресечение несанкционированного доступа к активам предприятия?
– проводятся ли периодические инвентаризации активов?
– создаются ли резервные копии бухгалтерских баз данных?
Блок 4. Информация и коммуникация
– достаточна ли периодичность составления внутренней отчетности для целей управленческого учета и внутреннего контроля?
– реализуется ли принцип полноты отражения операций в регистрах бухгалтерского учета?
– соответствует ли учетная политика организации специфике ее деятельности?
Блок 5. Оценка внутреннего контроля
– проводится ли регулярная оценка качества работы персонала?
– осуществляется ли контроль за соответствием действий сотрудников внутрифирменной политике?
– осуществляется ли мониторинг за своевременностью и точностью выверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами?
Для верной реализации предложенного подхода необходимо следовать нескольким простым, но вместе с тем очень важным правилам для составления подобного рода тестов:
1. все задаваемые вопросы должны быть однонаправленными по смыслу, то есть ответ «Да» всегда должен иметь положительную характеристику для внутреннего контроля, а ответ «Нет» – отрицательную, или наоборот. В противном случае при расчете процента эффективности по каждому блоку и по тесту в целом результат будет искаженным;
2. количество задаваемых вопросов должно быть максимально большим, по крайне мере не меньше 7-10 в рамках каждого из анализируемых элементов внутреннего контроля. При этом сами вопросы должны охватывать широкий спектр методов и процедур, которые должна применять организация по каждому элементу системы. Смысл этого требования состоит в повышении объективности анализа;
3. процент эффективности каждого элемента внутреннего контроля рассчитывается как отношение количества положительных ответов к количеству заданных вопросов (в случае отсутствия ответов по некоторым тестам – к количеству тестов, участвующих в опросе) по конкретному элементу. При этом общую оценку операционной эффективности нельзя рассчитывать как простое среднее арифметическое из пяти оценок по каждому элементу. Расчет необходимо осуществлять следующим образом: общее количество положительных ответов необходимо соотнести с общим количеством вопросов по всему тесту;
4. контролирующий субъект может как самостоятельно заполнять данный тест ответами, так и попросить сделать это тех сотрудников организации, деятельность которых в настоящий момент проверяется. В последнем случае следует обеспечить подтверждение достоверности предложенных ответов;
5. процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, будет являться базой для оценки оперативной эффективности внутреннего контроля. Если данное соотношение составляет 40–70%, тогда предварительную оценку можно определить как среднюю. При отношении менее 40% уровень эффективности характеризуется как низкий, при отношении более 70% – как высокий.
ОПУБЛИКОВАНО
Воробьева О. А. Оценка операционной эффективности внутреннего контроля экономического субъекта на основании теста с односложными вариантами ответов. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 10