Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Профессиональная компетентность тренера как условие качественной подготовки учителей

ФАО «НЦПК «Өрлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников, Шымкент, Казахстан


В основе теоретической базы Программы Кембриджа лежат прикладные отрасли психологии, в частности, возрастная, социальная, педагогическая. При изучении теории модулей тренеру необходимо каждое новое научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое толкование получили в «Руководстве для учителя». Основа коллаборативной среды - ярко выраженное эмоциональное отношение самого тренера к содержанию знаний, его убежденность в истинности излагаемых теоретических положений. Такое отношение тренера вызывает у учителей интерес к теме, стремление овладеть теоретическими знаниями, углублять и расширять их самостоятельно.

Особенность Программы - это нацеленность курса на изучение личности. Все изменения учащихся рассматриваются как проявления целостной личности в процессе ее формирования. Социально-психологические теории раскрывают сложность внутреннего мира человека, условия формирования его характера, способностей, эмоционально-волевой сферы. Из теории уровневых курсов слушатели узнают, о том, как важно учителю знать особенности личности каждого ученика, его интересы, склонности, чтобы правильно воздействовать на него.

Особое внимание уделяется развитию самосознания и саморегуляции обучаемых в процессе изучения материала. Опираясь на интерес обучаемых к внутреннему миру человека, тренер помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи.

Тренер должен стремиться к тому, чтобы знания, получаемые учителями, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения, «поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе» [1]. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа учителей, направленная на накопление фактов о деятельности учащихся, ее объяснение и анализ. Тренер учит наблюдать за детьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить на возникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, тренер помогает учителям лучше понять причины некоторых явлений. Например, понять причины отсутствия мотивации, невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении и т.д.

Учебная деятельность - это, по существу, решение учебных задач, требующих от слушателя мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому тренеру нужно готовить их для освоения всего разнообразия стратегий, не ограничиваясь только задачами преимущественно на восприятие, память (процессы запоминания, воспроизведения), на простейшие мыслительные действия (упорядочение, сравнение, классификация, обобщение), которые выполняются по образцу.

Одной из проблем методики структурирования предметного содержания уровневых курсов является проблема выбора и построения стратегий и заданий, включающих весь спектр видов интеллектуальной деятельности, что и определяет «пространство интеллектуального развития обучаемых» [2]. Каким будет это пространство, зависит от характера предлагаемых стратегий.

Таким образом, на тренингах обсуждаются те или иные вопросы модулей. Тренер руководит деятельностью слушателей, поощряет активность и самостоятельность. В ряде случаев идет разбор вариантов решения кейс-стади с опорой на теоретические данные. Кроме того, разные формы тренинг-сессий предполагают включение учебных стратегий, которые нацеливают мыслительную деятельность обучаемых на обдумывание наиболее важных теоретических положений темы, на понимание их социального, практического значения и конкретного личностного смысла. Формы тренинговых занятий, в итоге, обеспечивают решение двуединой задачи: с одной стороны, достижение через решение учебных задач усвоения учебного материала слушателями и, с другой, - управление тренером процессом этого усвоения, уточнение и корректировка усвоенного учителями, создание воспитательного эффекта.

Литература

1. Handbook for Teacher [Руководство для учителя]. – University of Cambridge Faculty of Education. - 2013.

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М., 2001.


ОПУБЛИКОВАНО

Актаев М.Б., Кожахметова А.К., Нурлыбаева Ж.Л. Профессиональная компетентность тренера как условие качественной подготовки учителей . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15