Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Новые подходы в системе образования

ФАО «НЦПК «Өрлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников, Шымкент, Казахстан


В ХХI веке изменяются цели и задачи образования. Традиционная форма обучения становится малоэффективной для обеспечения профессионализма учителя в современных условиях, так как базируется на усвоении большого количества учебного материала. Эта система образования может привести к перегрузке учащихся, поэтому задача педагога не в суммировании знаний, а в вооружении учащихся инструментом, который может быть использован для получения знаний самостоятельно.

Казахстан вышел на демократический путь развития. Для того чтобы модернизировать общество, необходимы изменения в сознании и поведении человека. Необходим переход на формирование позитивных качеств: конкурентоспособность, мобильность, коммуникабельность, толерантность, лидерство. Система образования Республики Казахстан проходит такой же путь изменений, связанный с демократизацией общества, как и система получения знаний, направленная на модернизацию и становление компетентной личности.

«Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса» [1,110]. Эта теория основывается на понимании того, что «развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников» [1,110]. Или, по-другому, ученик должен научиться обдумывать, как ему самостоятельно обучиться и сознательно применить обдуманные результаты в процессе последующего обучения. Для этого учащимся надо научиться обучению, а преподаватель должен помочь им в этом. Ученики должны активно участвовать во всех аспектах учебного процесса. Они формулируют свои доводы и вопросы, консультируют друг друга. Ставят цели для себя. Делают выводы. Прочное усвоение материала достигается учениками, способными строить свои суждения, опираясь на исходные знания. Учителя, знающие свой предмет, должны преподнести его ученикам так, чтобы те смогли составить толкование и мнение о нем. Если учителя преподнесут материал в удобном для учеников плане, то и ученики будут учиться применять свои навыки, а также понимать структуру предмета, основную идею.

Во всем этом процессе учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием.

Учителя, прежде всего, должны любить своих учеников и обязательно обладать такими качествами, как справедливость, доброжелательность, толерантность, гуманность: «чтобы быть хорошим педагогом, нужно, чтобы дети тебя воспринимали не только в качестве учителя, но и как товарища и даже друга! Учитель, добившийся этого, может по праву считаться мастером своего дела» [2,707]. Надо чаще вспоминать о том, что мы тоже были когда-то учениками. Французский философ Б.Дакийский говорил: «Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет».

Необходимо вспоминать о тех трудностях, которые мы испытывали на уроке, чтобы создать в классе обстановку, комфортную для учеников. Помнить, что важный критерий благоприятного климата – позитивное развитие личности: «…главное - понимать, быть уверенным, что каждый сам или с помощью других - учителей, товарищей - может справиться с возникшими трудностями, усвоить материал, предусмотренный программой» [3,65].

Систематически использовать такие формы и виды работ, которые помогут им полностью раскрыться: показать свои знания, быть активными, непосредственными, самостоятельными и ответственными. Нам нужно меньше вмешиваться в процесс обучения, а всего лишь наблюдать и направлять своих учеников в нужное русло. Безусловно, результативность образовательного процесса невозможна без компетентного учителя. Учитель ведущее звено в этой цепи, но не главное. Главные звенья – это ученики, это наше подрастающее поколение, без которого нет будущего.

Литература

1. Handbook for Teacher [Руководство для учителя]. – University of Cambridge Faculty of Education. - 2013.

2. Исматова Н.Б. Педагогический такт и личностные качества учителя и в процессе самовоспитания. // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 707-709.

3. Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. С. 63-73.


ОПУБЛИКОВАНО

Жуманова Р.М., Тасполат М.П., Мусаева М.О. Новые подходы в системе образования. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 16