PDF-версия статьи |
Необходимость развития инновационного образования предопределена потребностью в высококвалифицированных, творческих педагогах, нацеленных на генерирование знаний и практическую их реализацию. При таком образовательном процессе акцент - на приобретении обучающими профессиональных компетенций, но никак не на механическом накоплении максимально возможного объема знаний. Реализация компетентностного подхода к результатам образования позволяет придать большую упорядоченность в системе «знания - умения - навыки» для успешного профессионального продвижения, развивать креативность учителей, что даст возможность им в будущем успешно справляться с решением реальных задач с высоким уровнем неопределенности и сложности, а также усилить индивидуализацию обучения, вовлекая педагогов в самостоятельную учебную деятельность и повышаяличную ответственность за результаты обучения [1]. Следовательно, переход от традиционного образования к инновационному ставит перед системой повышения квалификации такие требования, как повышение качества обучения через внедрение современных технологий обучения и результатов научных исследований.
Немаловажное значение имеет инновационный проект – обучение по программе университета Кембридж - который представляет сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных модулей, направленных на достижение конкретных задач. В рамках новых подходов Программы Кембриджа рассматриваются технологии, которым свойственны следующие черты: обучение через диалог, взаиморазвивающее обучение, открытость в отношениях участников учебного процесса, возможность коррекции совместных действий, влияние самой технологии на ценностные ориентиры человека, интересы, установки, мотивы, определяющие динамику личностной системы в целом, возможность импровизационного характера применения технологии наряду с алгоритмизацией, и, главным образом, рефлексивность [2].
Таким образом, результатом инновационных процессов должна стать интеграции образования и науки, благодаря чему возрастает возможность обеспечения высококвалифицированными кадрами научных исследований, а также – повышение качества образования за счет использования новых знаний и достижений науки в образовательном процессе.
Сейчас школе нужен педагог новой формации. Инновационный подход в обучении будет характеризоваться большим объемом самостоятельной работы учащихся, их вовлечением в реальные проекты, появлением групповых форм учебной работы, при которых особое внимание уделяется не запоминанию энциклопедического набора знаний из разных областей, а владению умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.
Профессионализм учителя новой школы будет оцениваться на основе базовых знаний информационных технологий, разработки и применения в образовательном процессе электронных учебно-методических материалов, владения методическими приемами использования слайд-лекций, интернет-ресурсов, онлайн-занятий.
Создавая и внедряя инновацию, педагог не только сам объективно выходит на новый уровень, но и невольно «становится проводником новой информации» [3]. Инновационная деятельность предполагает умение рефлексировать над полученными результатами и механизмами их достижения. Именно рефлексия открывает возможность не просто получения, но и осмысленного воспроизведения нового качества в опыте других педагогов.
В связи с этим развитие инновационного образования в школе является основой не только повышения ценности человеческого капитала, но и формирования инновационного потенциала как в отдельном регионе, так и в стране в целом.
Литература
1. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: докл. Всемир. банка / пер. с англ. – М.: Весь мир, 2003. – 199 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
3. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2003.
ОПУБЛИКОВАНО
Раймкулова Ж.А., Токеев Б.Е., Нарметова Д.Х. Инновационный потенциал учителей нового формата. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 17