PDF-версия статьи |
Первые навыки успешной адаптации в социуме ученикам может привить учитель новой формации. Он научит ученика тому, как учиться, чтобы в дальнейшем он стал «независимым, самомотивированным, увлеченным, уверенным, ответственным, с развитым критическим мышлением, умеющим свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющим компетентность в цифровых технологиях» [1,110].
Учителю, осилившему дорогу в новую педагогику, ознакомившемуся с научными и практическими знаниями о преподавании и обучении в рамках семи модулей, не представит особого труда при умелом применении новых технологий в повседневной практике развить у учеников интерес к своему предмету и в целом к обучению.
Происходят качественные изменения в деятельности учителя, в его позиции на уроке, в его требованиях к учащимся, в формах организации учебного процесса, в системе оценивания уровня сформированности знаний учащихся и их индивидуального прогресса.
Важным аспектом роста учащихся является развитие их стремления к сотрудничеству, к взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми в различных ситуациях. Повышается уровень активности и самостоятельности, развиваются навыки анализа и рефлексии своей деятельности. Учащиеся могут ставить цели и достигать их, демонстрируя таким образом навыки саморегуляции и мотивацию к самообразованию [2,33].
Программа семи модулей учит учиться по-новому, изменять себя, формировать ценности и способности к саморазвитию, применять полученные знания вреальной жизни. Предлагаются необходимые для этогостратегии, приемы и способы, которые прививают учащимся навыки самостоятельного решения проблем, их исследования, повышают мотивацию к обучению и развивают творческие способности.
Активному вовлечению учащихся в процесс обучения способствует диалог, поэтому основной формой работы на уроке становится групповая, через которую и происходит обмен идеями и опытом, пробуждение интереса к познанию, возникновение беседы в классе между учениками, что позволяет развивать важные умения и понимание. Такая форма работы служит основой для создания коллаборативной среды, где учащиеся объединяются в группы для достижения общей цели, что соответствует целям обучения и его результатам. В этом учителю большую помощь оказывают идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно подходы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться». Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. А обучение учеников тому, как обучаться согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они смогли продолжить обучение самостоятельно [1,117].
Изменения, произошедшие в учениках – это то, что учащиеся могут достичь таких важных целей, как саморегуляция, стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, а также умения взаимодействовать в различных условиях как со взрослыми, так и со сверстниками, развитие стремления к сотрудничеству с ними [3,38].
Эффективность использования мотивирующих активных методов обучения, предлагаемых программой Кембриджа, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся.
Таким образом, применение идей семи модулей в практике учителя новой формации является одним из наиболее востребованных, основополагающих элементов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению.
Литература
1. Handbook for Teacher [Руководство для учителя]. – University of Cambridge Faculty of Education. - 2013.
2.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
3. Вересов Н.Н. Признаки эффективной управленческой команды // Директор школы. – 2011. - №3.
ОПУБЛИКОВАНО
Рахимжанова Г.К., Исмайлова У.К., Сандыбай К.Б. Роль учителя новой формации в формировании положительной мотивации учащихся . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 18