Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКИХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ

Южно-Казахстанский Государственный университет им.М.Ауэзова (Шымкент)


В Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» одной из задач ставится задача модернизации правовой системы, повышения ее конкурентоспособности [1].

В этом контексте, проблема понятия самого права «всегда» является актуальной. Вопрос о понятии права – это исходный, ключевой: в зависимости от его решения понимаются и трактуются все другие правовые явления. Право, будучи частью культуры, выступает также одним из регуляторов общественных отношений, и эта роль неуклонно возрастает. Право – не явление природы, а творение человека, создаваемая как мера человеческих дел и поступков, как способ отсечения неправильного, неправомерного.

С точки зрения правового государства и гражданского общества, когда правопонимание оказывается подверженным ломке, впадению в крайности и коллизиям, связанным со столкновением и борьбой этих крайностей. Словно в капле воды, в современной философии права эти коллизии правопонимания отразились в постановке вопроса о том, возможна ли оценка действующего законодательства как «правового» или «неправового»?

Как известно, существует множество школ права, каждая из которых претендует на формулирование собственной теоретической парадигмы, так и особой онтологемы правопонимания. Так, по традициям классической либеральной философии права, право есть форма социального бытия свободы, и поэтому в основании правопонимания лежит Идея Права как производная от идеи свободы. Данная концептуализация права может быть названа либеральным институционализмом.

Как философско-правовая позиция либеральный институционализм означает осознание того, что социальное бытие свободы возможно лишь в институционально-правовых рамках. Он признает неотчуждаемость индивидуальных прав и свобод, но их «естественный» характер связывает не с «природой человека», а с развитием правовых институтов; а также считает, что в осуществлении своих прав и свобод индивиды взаимно ограничивают друг друга, но принимают в качестве точки отсчета не дилемму «война всех против всех или государство - Левиафан», а необходимость установления справедливых институциональных правил реализации свободы, отвечающих представлению данной нации об Общем Благе в конкретный период истории.

1. Стратегия «Казахстан 2050: новый политический курс состоявшегося государства». Послание Президента Республики Казахстан, Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года Казахстанская правда. 2012. 15 декабря.


ОПУБЛИКОВАНО

Шалдарбекова Манат Бакташевна , Шалдарбекова Айша Бакташевна О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКИХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3