Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ

ЮКГУ им. М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан


Период IX-XII вв. применительно к мусульманскому Востоку швейцарский востоковед Адам Мец назвал "Мусульманским Ренессансом". Это полностью относится и к духовной культуре Казахстана [1, с.280]. По мнению академика Н.И. Конрада, "Возрождение есть процесс, характерный не только для Европы, но представляющий собой "проявление общей закономерности исторического процесса", обязательно наступающего в определенный момент исторического развития народов.

Академик В.В. Бартольд отнес "тюрк" к разряду политических терминов. Это мнение оказалось определяющим. Вслед за В.В. Бартольдом, С.Г. Кляшторный и С.П. Толстов заключают, что это собирательное имя военного союза племен, в котором нет этнического содержания. Такой же точки зрения придерживался С.М. Ахинжанов.

Как показывает всемирная история эпохи Ренессанса, возникали у народов "с длительной непрерывно развивающейся и продолжающейся и в наше время исторической жизнью и культурой" каковым являются и тюркские народы [2, с.161].

По мнению Н. Сауранбаева ("Қазақ әдебиеті", 1970, 5 маусым), Н. Келимбетова [3, c. 166], А. Конратбаева [4, c. 92-93], "Диуани Хикмет" написан на тюркском языке по своему духу близкий к древнетюркской поэзии, имеющий историко-культурное и литературное значение. Для нас важно, что данный памятник является духовным наследием тюркских народов.

На наш взгляд, данные проблемы только начинают разрабатываться и поэтому обращение к ней претендует на специальное исследование духовно-нравственных вопросов. Также необходимо комплексное исследование, где приняли бы участие историки, философы, филологи, определяя вклад Х.А. Яссави в общечеловеческую цивилизацию!

Письменные источники, созданные тюркскими авторами, обладают двумя существенными и неоспоримыми достоинствами – автохтонностью, т.е. они носили местный характер, и аутентичностью – автор писал о том, что происходило на его глазах или в недавнем прошлом, о фактах, которые ему были хорошо известны. Тем самым тюркские авторы дают более точное представление об этнических, социальных и культурных процессах в тюркском обществе, чем сведения, оставленные иноземными наблюдателями.

Мы полагаем, что для анализа всего хода развития тюркской духовной культуры важное значение имеют разработки новых методологических подходов, так как до сегодняшнего дня в отечественной науке еще имеют место стереотипы взглядов на духовно-культурную эволюцию в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Мец А. Мусульманский Ренессанс. – М., 1966. – 332 с.

2. Конрад Н.И. Послесловие к книге Челоян. Армянский Ренессанс. – М., 1963. – 161 с.

3. Келимбетов Н. Древний период истории казахской литературы. – Алматы: Санат, 1998. – 254 с.

4. Қоныратбаев Ә., Коныратбаев Т. Көне мәдениет жазбалары. – Алматы, 1991. – 400.


ОПУБЛИКОВАНО

Н.Е. Тажмуханова,, Г.Е. Мирзамсеитова,, Г. Б. Нарымбет ПИСЬМЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 4