Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Современные подходы в преподавании и обучении на уроках казахского языка

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Казахстан, Шымкент


Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. Вопросы должны не только показывать уровень усвоения материала, но развивать мышление каждого ученика в отдельности. На своих уроках, используя таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика. Например, вопросы на знания: «назови национальные блюда», на понимание — «опиши юрту», «сравни юрту и дом», на применение: «объясни, как обустраивается юрта?» и т. д. На каждом этапе урока опрос имеет разные цели. Цель опроса на начальном этапе урока заключается в установлении межличностного контакта, определении уровня знаний, краткое повторение предыдущего урока, выявление проблем, обозначающих тему урока. Опрос в основной части урока имеет цель фокусировать и пояснять, подводить детей к проведению наблюдений и составлению выводов, выявить трудности и непонимание. А в заключительной части урока цель опроса является выявление главных моментов урока, оценить выводы и степень понимания и усвоения. При применении «закрытых» вопросов учащиеся пассивны, дают односложные ответы. При постановке учителем таких вопросов как: «Какие ассоциации возникают при слове «Орда»? Что означает это слово? Сколько значений у этого слова? Является ли оно омонимом? Почему? Как вы это определили? Приведите примеры с использованием разных значений этого слова?, ученики начинают размышлять, выдвигать различные версии, пусть даже неправильные, делать выводы. На заключительном этапе урока, проводя рефлексию, задаю несколько вопросов для выявления главных моментов урока, степени понимания и усвоения. Отходя от традиционных методов, проведение опроса можно возложить и на самих учеников. Например, каждой группе раздаются листы с вопросами, и ученики должны задать их вслух и получить на них ответ. Вопросы были как «закрытые», т.е подразумевающие однозначный ответ, так и «открытые», подразумевающие множество возможных ответов, требующие от ученика умения применять, оценивать и анализировать информацию. Это позволяет учащимся выразить свое понимание темы. Получается взаимодействие «ученик-ученик», «ученик-группа», «ученик-класс».

Одна из форм развития коммуникативных навыков — это ролевая игра. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни. Например, одно из заданий на уроке «Қазақ дастарқаны» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение: это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности, артистизма, слаженной работы всей группы. В итоге получается целое кулинарное шоу.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.

Литература

1.Гузеев В.В. Теория и практика образовательной технологии 2001,с.34


ОПУБЛИКОВАНО

Ырсымбетова Н., Бескемпирова Г., Абилкасова С., Турмаханова С., Елтаева Ж. Современные подходы в преподавании и обучении на уроках казахского языка. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 20