PDF-версия статьи |
Современные методы повышения качества и результативности обучения на уроках казахского языка
Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Казахстан, Шымкент
Главным направлением моей работы как учителя казахского языка и литературы является повышение качества и результативности обучения. Осуществление данной цели связано с успешным выполнением целого ряда задач, реализуемых учителями и лежащих в основе плана работы ШМО на текущий учебный год. Важный фактор повышения качества образования – это внедрение новейших технологий в учебный процесс. Здесь следует отметить, что большинство из них давно используются в процессе преподавания казахского языка и на данный момент проходят этап совершенствования, расширения и модернизации. Анализ педагогической деятельности учителей показал, что в учебном процессе используются все основные личностно-ориентированные технологии обучения. Однако преподавание такого предмета, как казахский язык, требует гибкого и творческого подхода к применению новейших технологий, поэтому практическое использование каждой из них имеет свою специфику в различных возрастных группах учащихся. При этом наиболее универсальной технологией, продуктивно используемой на всех учебных параллелях, является модульная технология М.М. Жанпеисовой. Основной учебный период - модуль. Мною применяются методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум. Технология предусматривает прежде всего активное применение коммуникативного подхода в учебном процессе, который является основополагающим в преподавании казахского языка. Система занятий согласно технологии обучения строится на базе модульных структур уроков, большинство из которых являются ведущими в ходе обучения казахскому языку, так как оптимально сочетают в себе традиционные и новейшие продуктивные методики преподавания. К таким типам урока относится проблемный семинар, урок-собеседование, урок-лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра, урок-самопроверка и др. Среди предметно-ориентированных технологий особо следует выделить технологию интерактивного обучения, также активно используемую всеми учителями. Под данной технологией понимают систему организации занятий в форме учебных игр (ролевая, деловая и т.д.), в результате которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха. Игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Программно-методическим обеспечением применения всех вышеупомянутых технологий являются прежде всего УМК по каждой учебной параллели, включающие не только учебные пособия, но также аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия, дидактический материал. Все новые технологии предусматривают также использование дополнительной литературы и мультимедийных средств, что безусловно способствует всестороннему развитию учащихся. Развитие творческих способностей позволяет актуализировать знания учащихся. Совершенствуя навыки аудирования готовлю для каждого ученика раздаточный материал по теме «Государственная промышленость». Дети переводят текст в режиме полилога составляют к тексту вопросы, находят ответы на вопросы. Системная работа в мультимедийном кабинете помогает эффективно использовать ИКТ, не только пользоваться готовыми электронными учебниками, но и создать самим электронные учебники. Проводимые заочные экскурсии по теме «Моя столица» воспитывают чувство патриотизма, чувство гордости за достижения моего государства. Контроль и оценка знаний выступают одним из основных структурных элементов учебной деятельности учащегося и учителя. Я использую основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый, выпускной. Основными методами педагогического контроля являются тесты достижений, тесты на оценку отдельных навыков, контрольные работы, рефераты, творческие задания, устные опросы, зачеты, экзамены. Важным фактором повышения качества образования является также участие во внеклассной работе (школьные и городские олимпиады, конкурсы). При этом формы и виды внеклассной деятельности постоянно совершенствуются, повышая интерес учащихся к изучению государственного языка. «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей».
Литература
1.Штейнберг В.Э. Образовательные технологии: сущность, классификация, эффективность. 2000, с.5
ОПУБЛИКОВАНО
Омаров Н., Адилбекова Ж., Турдалиева Р., Серкебаева Г. Современные методы повышения качества и результативности обучения на уроках казахского языка. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 21