PDF-версия статьи |
В.А. Шаповалов подчеркивает: «Опыт стран, осуществляющих прорыв к постиндустриальной цивилизации, показывает, что в системе факторов, формирующих структуру и организацию современного образования, решающая роль принадлежит информационной технологии. Новая система образования складывается под воздействием экономики, административных структур, теорий обучения, философских представлений о сути образования- и все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлияния с информационной технологией, которая играет созидательную роль в сфере образования. Под воздействием информационных технологий идет выработка новых целей, принципов, методов образования. [1]
Познавательная деятельность в высшей школе опирается на активность личности будущего специалиста в приобретении и обогащении профессиональных знаний, умений и навыков, развитии творческих способностей, нравственных качеств. Большой потенциал в решении этих задач имеет особым образом организованная аудиторная самостоятельная работа студентов. Однако не менее перспективной в этом плане является внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов. Студенты в ходе выполнения проявляют свои личностные и профессиональные качества, вырабатывают индивидуальный стиль работы, имеют возможность для самореализации. Высшим уровнем познавательной активности студентов выступает здесь деятельное участие в научно-исследовательской работе, самостоятельном научном поиске.
Формировать элементы познавательной активности на уроках иностранного языка можно в процессе игровых обучающих программ, направленных на отработку умений планировать структуру действий, организовывать поиск информации, строить информационные структуры, рационально и эффективно взаимодействовать с компьютером. Студенты должны уметь конкретизировать и формулировать задания, выделять этапы его выполнения и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности работы. Это требует определенной системы приемов умственной деятельности, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование, умение проводить аналогии.
В современных исследованиях познавательной активности большое внимание уделяется формированию умений и навыков самостоятельного наращивания знаний, которое включает: повышение уровня коммуникационной компетентности и достижение результатов собственной деятельности.
Таким образом, процесс обучения иностранным языкам в вузе может стать важным фактором формирования познавательной активности студентов, если осуществляется с применением инновационной технологии, спроектированной с учетом следующих педагогических условий: достигается осознание студентами роли и значимости информационных технологий в становлении личности современного, конкурентоспособного специалиста; реализуются возможности изучения иностранного языка в формировании будущего специалиста; осуществляется системно-целостный и личностно-деятельностный подходы в формировании информационной культуры студентов; целенаправленно внедряются информационно - образовательные ресурсы для курсов иностранного языка с учетом профиля подготовки будущего специалиста. Показателем роста познавательной активности студентов выступает увеличение количества студенческих исследовательских работ, представленных на конференциях и конкурсах разного уровня.
Литература:
1.В.А. Шаповалов. Социокультурные аспекты информатизации образования.- Ставрополь; изд-во СГУ,1996-68с.
ОПУБЛИКОВАНО
Алимжанова Ф.,Толешова Д., Момбекова Э.,Тойбекова Б., Байымбетова Г. Познавательная активность студентов при обучении иностранному языку . // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 24