Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Казахстан, Шымкент


Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение данной задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к учащемуся. Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана ,по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что познавательная активность студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой /1/. Среди внутренних факторов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся можно выделить следующие: полезность выполняемой работы. Если учащийся знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить учащегося, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если учащийся получил задание на курсовую работу, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу; участие учащихся в творческой деятельности. Данные факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования учащихся; поощрение учащихся за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать; индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное обновление; мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для учащегося как профессионал, как творческая личность. Решающая роль в организации самостоятельной работы учащихся принадлежит преподавателю, который должен работать не с учащимся, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. Сегодня существуют различные формы и методы проведения самостоятельной работы учащихся. При проведении семинаров и практических занятий учащиеся могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект. Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать и усложнять задания. Активность работы учащихся на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы самостоятельной работы, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание, при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания. В заключении следует отметить, что конкретные пути и формы организации познавательного интереса учащихся, с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов, определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.

Литература:

1.Управление качеством образования// Под.рук.М.М.Поташкина.М.Педагогическое общество Россия,2000 г.стр.320


ОПУБЛИКОВАНО

Тлеубердиев Б.М., Шохахов И.С., Морозова В.Ю., Нурымбетова А.А., Сарсенбаева Р.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 25