PDF-версия статьи |
Значительная часть элементов интеллектуальной системы направлена на решение первоочередной задачи совершенствования транспортной инфраструктуры – обеспечение безопасности ее участников. Перспективным направлением развития представляется европейская инициатива Emergency Call (eCall), получившая в России название «экстренный вызов». eCall – инициатива, цель которой заключается в быстром реагировании в случае дорожно-транспортного происшествия. Транспортное средство оборудуется специальным устройством, которое посылает сигнал в ближайший центр по оказанию помощи. В случае аварии открывается канал для голосовой связи со специалистом центра, однако в ситуации, когда водитель и пассажиры не могут ответить – минимальный набор данных передается автоматически, включая вид транспортного средства, используемое топливо, точные время и место аварии. Мгновенная передача информации позволит снизить временные затраты на оказание помощи пострадавшим на 40-60%, а следовательно увеличит их шансы выжить и сохранить здоровье. Положительным моментом также является возможность в самые сжатые сроки очистить место аварии, предотвращая тем самым повторные дорожно-транспортные происшествия и снижая негативный экономический эффект от образования дорожных заторов и/или необходимости объезда места ДТП.
С экономической точки зрения дорожно-транспортные происшествия приносят колоссальные убытки. Экономика европейских стран теряет в результате происшествий на дорогах до 160 млрд евро ежегодно. Установка системы eCall на каждый автомобиль позволит сэкономить около 20 млрд каждый год[1], что составляет 12,5% от исходной суммы. Согласно решению Европейского парламента все новые автомобили и некоторые фургоны, начиная с 31 марта 2018 года будут в обязательном порядке оснащаться устройством экстренного вызова. Согласно данным комиссии такое устройство добавит к стоимости автомобиля порядка 109 долларов[2], что с учетом преимуществ системы можно считать приемлемой ценой обеспечения безопасности.
Российским аналогом eCall в некоторой степени можно считать систему «Евтелтракс» и схожие с ней программы. Данная система позволяет осуществлять связь с транспортным средством непосредственно через спутник (на основании данных ГЛОНАСС), обеспечивая тем самым широкую зону применения[3]. В первую очередь программа нацелена на отслеживание движения грузового транспорта и поддержание постоянной связи между водителем и диспетчером, позволяя фирмам отслеживать простои и работать по системе JIT (точно-в-срок). В случае чрезвычайной ситуации (авария, нападение, внезапная болезнь) одним нажатием кнопки может быть послан сигнал тревоги, сопровождаемый указанием точных координат места происшествия (сигнал дополнительно дублируется по «горячей» линии Центра системы). Расширение сферы применения подобной системы на пассажирский, а в перспективе и частный транспорт позволит повысить безопасность участников дорожного движения и снизить негативный экономический эффект, вызываемый дорожно-транспортными происшествиями.
Список используемых источников:
1. About eCall [Электронный ресурс]. – URL: http://www.heero-pilot.eu/view/en/ecall.html
2. EU to introduce eCall alert device for car crashes [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bbc.com/news/technology-32495058
3. Андреев, А. Я. Информационные системы на транспорте. «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте»: учебное электронное изд. / А. Я. Андреев. - Мн., 2009. - 79 с. [Электронный ресурс] URL: http://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/740/%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20.pdf;jsessionid=3F16D7CA6F13969D6F2676A8D64037A9?sequence=8
ОПУБЛИКОВАНО
Студентова Е.А. Инициатива eCall как элемент интеллектуальной транспортной системы. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 20