PDF-версия статьи |
Для решения задач повышения качества образования необходимы переосмысления технологий и модернизация традиционных подходов . Цель процесса обучения должна быть максимально технологична – для этого естественно использовать педагогические технологии.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
В условиях реализации образовательной инициативы к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Главной целью учителя в процессе преподавания является поиск оптимальных методов и средств, позволяющих активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что естественные науки пронизывают все стороны жизни человека и применимы в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми. Мы считаем, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без формирования познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Роль учителя немаловажна в процессе обучения и воспитания, мы должны творчески к этому подходить и применять как можно больше существующую базу. Одной из основных технологий, которая обеспечивает системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию, является метод проектов. Он разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Основу проектного обучения составляет деятельность, и процесс работы не менее важен, чем результат. Проект не просто предполагает отыскание решения новых для учащихся проблем, но преследует в качестве цели развитие творческих способностей. При этом возможность выполнения проекта в индивидуальном темпе, в удобной форме, наиболее подходящей роли создает равные возможности для личностного роста и самореализации всех учащихся.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Среди различных методов проектирования мы выбираем то, что более интересно для ученика. Чаще останавливаемся на творческих методах, таких как аналогия, ассоциация. Исследовательские методы мы применяем как для определения проблемы и вытекающих из нее задач, так и для обсуждения методов исследования. Совместно обсуждаем способы оформления конечных результатов и выбираем компьютерные презентации, творческие отчеты, публичные выступления, сочинение историй и стихотворений.
Литературы:
1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
ОПУБЛИКОВАНО
Танабаева Г.У, Донбаева А.Б., Жетписбаева Г.О. Использование проектной деятельности - шаг к развитию творческих способностей учащихся. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 28