Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Использование кейс-технологии - активный метод обучения

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Казахстан, Шымкент


Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнакомой ситуации, смогут самостоятельно их приобретать, научатся работать с информацией, и анализировать дополнительные материалы. Одним из ответов системы образования на запрос времени стала идея компетентностного подхода образования. Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Условия для формирования личности, обладающей компетенциями, востребованными потребностями нового времени требуют использования в общеобразовательных учреждениях новых педагогических технологий.

Одной из самых распространенных технологий, поддерживающей компетентностный подход в образовании, является кейс – технологии, которые представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.

Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

При работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика- они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые формы поведения. Главное для учителя в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать учащимся возможность аргументировано высказать свои предположения и самим найти пути решения проблемы. Но для этого ученики должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Таким образом, кейс - технологии – один из ведущих методов активного обучения на основе деятльностного подхода. В процессе реализации кейс - технологий у учащихся формируются основные умения: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программу действий, вносить в неё необходимые коррективы и т.д.

Литературы:

1. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.

2. http://www.casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1


ОПУБЛИКОВАНО

Мамаева А.Е., Бейсенбаева Б.С., Жетписбаева Г.О. Использование кейс-технологии - активный метод обучения. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 29